Людмила Сёмина. Капитал рабочего отдела. К юбилею Владислава Фронина
Понять Фронина невозможно, не поняв, что такое акция.
У меня на проникновение в ее суть ушел год – вторая половина 69-го, когда я была при рабочем отделе внештатником, и первая 70-го, когда уже стала полноценным стажером. Правда, потом даже рецензировала на журфаке МГУ диссертацию про данное «ноу-хау», которую будущий кандидат наук писал, исследуя практику как раз рабочего отдела «Комсомолки». А потом и вовсе сама стала обучать акционерному делу стажерские кадры, среди которых был в том числе будущий главный редактор газеты.
Но по порядку…
Акция – это некая помесь текстов и задач.
Например, у отдела появляется задача: представить миру образец коммунистического труда.
Можно найти героя-ударника и написать о нем один очерк. Так, скажем, пришлось писать о Гагановой. Занятие трудоемкое, грядка очеркистов переполнена, слава не тебе, а герою. Да и находить таких персонажей – чтобы хоть с присыпкой, но все же более-менее самоотверженных и работящих, - все трудней.
А можно, как правильно сообразили еще наши предшественники, героем сделать саму задачу, придумав ей яркую организационную форму и запустив эту форму в жизнь конкретной комсомольской ячейки. Тогда пиши хоть сто очерков – и напечатают в обязательном порядке, еще и потребуют срочно в номер, и череда героев не иссякнет. Да и награда за успешную организацию очередного великого почина не обойдет.
Первым мастером-акционером был в «Комсомолке» 20-30-х годов Мирон Перельштейн, первый заведующий отделом рабочей молодежи, сгинувший впоследствии в Гулаге. Это он развернул с Володей Маяковским «Марш ударных бригад», а затем кинул клич «Пятилетку в четыре года», да так звонко, что пятилетку выполнили за три года, а «Комсомолке» вручили орден Ленина № 1. На Магнитке развернулся с первой выездной редакцией другой выдающийся мэтр по акциям Семен Нариньяни. В послевоенное время будущий писатель Владимир Чивилихин несколько лет вел акцию «Кедроград», Ким Костенко поднимал (вернее, спускал в забои) на ударный труд шахтеров, Виталий Ганюшкин строил Братскую ГЭС, Игнатенко – осваивал смежные профессии, Виктор Дюнин основал и внедрил движение научно-технического творчества молодежи (НТТМ), Юрков занялся Байкалом и международной акцией «Москва Сортировочная - Бранденбург», Макарцев – научным управлением труда (НОТ) и ярмарками, Афанасьев – акцией «Билет на ударную», Фронин двигал сквозные бригады, Благодарев уже в рыночные времена торговал свининой и т.п. Каждый в рабочем отделе что-нибудь, да придумал…
Сегодня мы такой жанр называем проектом. Но откуда взялось слово «акция»? В советской стране, в коммунистические времена – и такой капиталистический термин? Тогда ведь даже слово «хозрасчет» употребляли с опаской, трижды оговаривая.
И почему вообще газетная оргдеятельность получила в рабочем отделе это имя? Ведь и в организационном смысле (например, политическая акция) слово тоже относилось тогда к западному образу жизни.
Признаюсь, сама я догадалась уже в нынешние дни, когда к бывшим капиталистическим словам стал возвращаться и в нашей жизни их смысл. Главное свойство акции – приносить владельцу дивиденды. А поскольку в рабочем отделе народ подбирался практичный, чувствующий экономические законы подкоркой, умеющий считать и знающий цену всему и всем, термин соответствовал. Неспроста же рабочий отдел был локомотивом газеты, ну, во всяком случае, имел такую репутацию. Акции приносили ему неплохие дивиденды.
Другое дело, что придумка становилась акцией (в своем капиталистическом воплощении) лишь тогда, когда попадала в десятку. И тут, конечно, требовался особый дар. Чутье, в первую очередь, – на злобу дня, на лексику текущего момента, на ментальную привлекательность. Во-вторых, как теперь говорят, - креативность. В-третьих, инновационный ум, технологическое мастерство. В-четвертых – дикая работоспособность. Акции запускали многие. Но не все становились виртуозами.
А у Фронина получилось. Что говорить: молодец! Настоящий выученик рабочего отдела. Достойный наследник его капитала.
Из книги "Главный акционер". Из-во "Российская газета", 2012.
Назад к списку