Виктория Сагалова. Возвращение Викниксора

(НЕ)УХОДЯЩАЯ НАТУРА 

КЕМ БЫЛ НА САМОМ ДЕЛЕ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ШКИД?

Рецензия на книгу Татьяны Яковлевой "Возрващение Викниксора" из цикла "Жизнь замечательтных учителей".  - Москва, Клуб журналистов всех поколений "Комсомольской правды", 2021.

Трудно обойтись, размышляя о книге Татьяны Яковлевой «Возвращение Викниксора»,  без обращения к литературному первоисточнику  – знаменитой повести «Республика ШКИД» Григория Белых и Л. Пантелеева. Ведь они вписали всю эту историю в Историю и сделали главного героя легендой, увековечив заодно и его забавное, но соответствующее поветриям тех лет (плодивших разных «абырвалгов») прозвище. Кроме того, произведение Белых и Пантелеева – хорошее противоядие от красивости, фальши и казенщины при всякой попытке говорить о шкидовском опыте.

«…Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас», – считал Борис Пастернак. Именно это удалось двум недавним беспризорникам, питомцам Школы имени Достоевского, возникшим в 1926 году со своей рукописью на пороге детской редакции Лениздата. «Испеченная легко, весело, с пылу, с жару, как пекут пирожки на рынке», по словам Пантелеева, книга за сто лет не потеряла своей силы. В ней запечатлен и независимый, насмешливый взгляд воспитанников на их наставника и командира.

«Викниксор крупными шагами прошел вперед. Гришка шел сзади и критически осматривал зава. Сразу определил, что заведующему не по плечу клетчатый пиджак, и заметил отвисшее голенище сапога. Невольно удивился: “Ишь ты. Квартира буржуйская, а носить нечего”».

Конечно, Викниксор из приключенческой повести и реальный Виктор Николаевич Сорока-Росинский  (1882-1961) не тождественны. Первый в определенной мере плод авторского художественного воображения. Об этом напоминает в своей книге и Татьяна Яковлева, стремясь очистить портрет героя от некой карикатурности. Тем не менее не случайно она назвала  свое документальное повествование «Возвращение Викниксора», словно признавая силу легендарного образа. Изучению творчества и судьбы Сороки-Росинского, для которого годы работы в Школе имени Достоевского были лишь эпизодом, хотя и необычайно важным, в сложной трудовой биографии, Яковлева посвятила много лет. «Эта книга, – поясняет она, – попытка археографии жизни, прочертившей когда-то яркий след на педагогическом небосклоне и потом надолго забытой. Нелегкой, драматической жизни учителя». Несмотря на состоявшееся через десятилетия после смерти признание этого педагога в профессиональной среде, публикацию его трудов, статей о нем и диссертаций, жизнь и деятельность Сороки-Росинского, по утверждению Яковлевой, «во многом еще – за семью печатями».

По времени рождения, происхождению и образованию Сорока-Росинский был человеком Серебряного века. Он окончил Новгородскую гимназию и осенью 1901 года поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где проучился пять лет. Был однокурсником Александра Блока. В «Возвращении Викниксора» рассказано о некоторых особенностях студенческой жизни того периода: какие предметы преподавались, какие профессора были наиболее популярны, какие действовали при факультете кружки, какие диспуты организовывались, какие философские направления были в моде, какие темы самостоятельных работ задавались, какие новшества, вроде выборов старост, вводились. Все это, как и разнообразные обстоятельства дальнейшего пути своего героя, по крупицам, архивам, частным письмам, собрала и осмыслила Татьяна Яковлева.

Она понимала, как ценны такие сведения для осознания того, с кем в лице заведующего и его коллег-единомышленников встретились в 1920 году, оказавшись в стенах петроградской Школы-коммуны имени Достоевского, оголодавшие беспризорники. В раннем возрасте они уже были носителями расчеловечивающего, катастрофического и совсем не детского опыта, а соответственно и определенных представлений о способах выживания во враждебном мире. Вот цитата из «Республики ШКИД»:

«К тому времени у Гришки выработались свои взгляды на жизнь. Он стал какой-то холодный ко всему, ничто не удивляло его, ничто не трогало. Рассуждал он, несмотря на свои четырнадцать лет, как взрослый, а правилом себе поставил: “Живи так, чтоб тебе было хорошо”».

 Столкновение в стенах Шкиды этих разнородных, полярных начал знаменательно для первых послереволюционных лет – времени, когда антиутопия и утопия причудливо соединялись, порождая уникальные феномены социальной практики,   вроде расцвета авангардного искусства, конструктивизма в архитектуре или массового освоения авиатехники. В этом ряду и противостоящие варварской «перековке» новаторские эксперименты в педагогике, связанные в том числе с именем   Сороки-Росинского. Этот учитель стремился, чтобы уже в стенах школы «личные, эгоистические устремления» направлялись к благу народа как «высшей этической ценности». Неизменный пшенный суп на селедочном отваре и самодеятельные   инсценировки «Бориса Годунова» и блоковских «Двенадцати», чтение Ницше, Гамсуна, Мережковского, изучение иностранных языков, исполнение хором на три голоса «Гаудеамус» под управлением самого заведующего и многое другое в   Шкиде удивительным образом сочеталось.                                               

 Довольно скоро, увы, по общей логике событий в стране, яркие провидческие вспышки в разных сферах культуры сменялись посредственностью, творческая уникальность  – рутиной усредненности, желанием подогнать всех под единый   стандарт. Судьба Викниксора подтверждает воцарившийся тогда необратимый курс. Татьяна Яковлева так формулирует природу конфликта Сороки-Росинского  с бюрократической системой: «За этим стояло не только расхождение позиций – это   была еще и несовместимость масштабов. Он был для новоявленных чиновников от образования слишком учен, слишком независим, слишком исполнен собственного достоинства». Характерно, что «Шкида, – по свидетельству Белых и   Пантелеева, – только тогда начинала уважать своего товарища, когда находила в нем что-нибудь особенное – такое, чего нет у других».

 В одноименной экранизации «Республики ШКИД» (режиссер Геннадий Полока) роль заведующего сыграл Сергей Юрский. Для многих образ Сороки-Росинского слился с созданным на экране. В своей книге Татьяна Яковлева приводит слова   Юрского, отмечая, что актер точно уловил главные черты сыгранного им персонажа:

 «Воспитание нравственное через воспитание, выявление в человеке таланта.

 Ощущение творчества в любом виде человеческой деятельности.

 Истинный демократизм – благородное ощущение равенства людей. Отсюда доверие. Отсюда серьезная уважительность в обращении с учениками…».

Не согласилась она лишь с одним определением:

«Викниксор для меня явление типическое. И, к сожалению, тип это уходящий, если уже не ушедший».

Она никак не могла и не хотела считать своего героя уходящей натурой и расценивала его опыт как важный для педагогики ХХI века. И ей удалось, не разрушая сложившуюся легенду, не сотворить очередной миф, не свести к схеме события реальной судьбы.  Отсвет старой повести словно присутствует в жизнеописании, сделанном на основе собственных упорных и скрупулезных изысканий Яковлевой. Я имею в виду прежде всего строгую приверженность ее повествования фактам (при внимании к историческому контексту), множество тщательно восстановленные деталей повседневности, свободу от клише, высокопарных фраз и общих слов. За этим угадываются еще и принципы той журналистской школы, к которой принадлежит автор «Возвращения Викниксора» и которую она вместе с другими утверждала и формировала, когда работала одним из ведущих сотрудников в «Комсомольской правде» 60-х-80-х годов прошлого столетия.

Пора сказать, что «Возвращение Викниксора» издана уже после смерти автора. Книгу подготовил к публикации  муж Татьяны Яковлевой и ее коллега по «Комсомолке»  Ким Смирнов, которому помогали многие люди, любившие и знавшие Таню по работе в одной редакции. Назову прежде всего Татьяну Корсакову, которая выступила как редактор и автор послесловия, и Людмилу Семину, бессменного руководителя Клуба журналистов всех поколений КП. В итоге вышел в свет этот замечательный рассказ  - «о мастере педагогического эксперимента и гении педагогического экспромта».

 

На снимках: вверху автор рецензии, член Клуба Виктория Сагалова; внизу слева Викниксор (Виктор Николаевич Сорока-Росинский), классик отечественной педагогики начала 20-го века, создатель республики ШКИД, знаменитой ленинградской школы имени Ф. М. Достоевского; справа кадр из кинофильма "Республика ШКИД", исполнитель роли Викниксора, народный артист Российской Федерации Сергей Юрский. 


Назад к списку