Открытое письмо писателя и экономиста Александра Потемкина по поводу наличия следов коррупционной составляющей в деятельности Роспечати.
Руководителю Администрации Президента РФ
Вайно Антону Эдуардовичу
Заместителю Председателя Государственной Думы РФ Толстому Петру Олеговичу
Председателю Комитета Совета Федерации
по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Драгункиной Зинаиде Федоровне
Заместителю Председателя Правительства РФ Голодец Ольге Юрьевне
Советнику президента Российской Федерации по вопросам культуры Толстому Владимиру Ильичу
Министру культуры Российской Федерации
Мединскому Владимиру Ростиславовичу Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Никифорову Николаю Анатольевичу
Уважаемые дамы и господа!
Хочу обратить ваше внимание на вопиющие факты культурной деградации, которые переживает сегодня литература России по вине тех чиновников, которые вот уже на протяжении двадцати лет заправляют книгоиздательской деятельностью в нашей стране. Приведу в подтверждение несколько фрагментов их разрушительного "труда".
КТО ВЫБИРАЕТ "БОЛЬШУЮ КНИГУ" И БОЛЬШИХ ПИСАТЕЛЕЙ?
Вдумайтесь, состав жюри «БК» (т.н. «Литературной Академии») состоит из 111 человек: предпринимателей, издателей, медийных деятелей, ТВ–журналистов и пары посредственных писателей. В связи с этим сразу возникает вопрос: по какому принципу формировалось это жюри? Почему в его состав вошли люди, не имеющие никакого отношения не только к литературе, но и культуре в целом? Не стыдно ли им самим входить в «Литературную академию» в качестве академиков? Ведь объективно в жюри должны быть не случайные, хотя и имеющие определенный общественный статус публичные люди, а эксперты самого высокого уровня, из научных академических кругов – профессора-филологи, литературоведы, доктора и кандидаты наук, те, кто профессионально занимается русской классической и новейшей литературой. В России множество профессоров и литературоведов, работающих в университетах по всей стране. Только эти специалисты могут задать соответствующую планку произведениям, которые будут претендовать на премию.
ЩТребуется изменить и механизм отбора книг на конкурс – члены жюри должны сами следить за литературным процессом и самостоятельно, без помощи авторов, издателей, представителей журналов и творческих союзов, выбирать заинтересовавшие их сочинения и дискутировать об их значимости между собой. Невозможно представить себе дискуссию между сотней человек, не имеющими представления о литературе. Это может быть только профанацией!
Я бы порекомендовал также ограничить жюри, в его состав должны входить 45 человек, представляющие не только Москву, но все регионы России. Включение в жюри должно предусматривать трехгодичную ротацию литературных экспертов (а не десятилетним присутствием одних и тех лиц).
«Большая книга» – национальная литературная премия, учрежденная в 2005 году. Является крупнейшей в России и СНГ литературной наградой и второй по величине литературной наградой в мире по размеру призового фонда (6,1 млн руб.). "Принцип финансирования – проценты по вкладу учредителей «Центра поддержки отечественной словесности» (российских крупных бизнесменов и бизнес-структур)».
Как стало известно, при создании премии был организован фонд в 12-15 миллионов долларов, который был положен на депозит. Более 300 тысяч долларов начислений по депозиту вполне хватило бы и на премию, и на зарплату членам жюри. Однако, как сейчас происходит распределение средств, – неизвестно. Если это частная инициатива, то премия не должна носить звание «национальной», а именоваться премией частных учредителей, в крайнем случае - Центра поддержки. А если она все-таки национальная, то должна быть под контролем государства и его граждан. Необходим публичный контроль за финансами, общественность должна знать, на что идут деньги, получают ли «академики» зарплату, каков регламент их работы. Действительно ли они читают книги и отбирают лучшие? Из 111 человек – более 30 процентов членов жюри – люди от 67 до 83-летнего возраста. Способны ли они прочесть около 300 произведений в течение 280 дней? Это более одной книги в день? Такую нагрузку не выдержит 30-летний. Легко сделать вывод, что это не жюри, а карманная лавка Роспечати, от имени которого вручается премия "БК".
Пока мы видим, что премия «Большая книга» приносит гораздо больше вреда русской литературе, чем пользы. Ее прогнившая система отражает все наши современные болезни – коррумпированность, клановость, непрофессионализм. Не пора ли излечиться от них и сделать все возможное, чтобы крупнейшая премия русской литературы вновь стала не предметом "распила" и междусобойчика, а символом высокого слога и глубокого психологизма?
СЕКРЕТЫ НЕПРИКАСАЕМОСТИ САНОВНОЙ ПАРЫ
Нет ни одного ведомства в России, которое было бы так укреплено и в котором так долго не менялось руководство, как Роспечать. Культурное ведомство «защищено» от перемен покрепче, чем Министерство обороны.
Сеславинский Михаил Вадимович (сведения официального сайта Роспечати) практически с 1998 года трудится в пространстве «массовых коммуникаций», и при реформировании ведомств – всегда счастливо избегал перемен в судьбе. С 1998-1999 – Руководитель Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию. 1999-2004 – Статс-секретарь – первый заместитель Министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. С марта 2004 – Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Ровно двадцать лет сидит «на доходном месте» г-н чиновник, создав, по сути, чиновную империю, в которой всегда присутствовали рядом или передвигались в новые структуры одни и те же «близкие лица». Например, Григорьев Владимир Викторович. С 1999 года – на государственной службе. И всегда зам. Сеславинского: с 1999 по 2004 гг. – в статусе Заместителя Министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, а с 2008 г. – Заместителя Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, то есть М.Сеславинского.
Разве не являются основанием для отлучения «от кормления» г-на Сеславинского те факты, что не была заметна хоть какая-то вразумительная издательская политика ведомства: опубликованный несколько лет назад так называемый перечень «социально-значимых изданий» вызывает удивление своей мизерностью; как и поддержка в течение долгих лет литераторов одного – либерального – толка. Вполне возможно, они приносят доход, но совершенно не украшают русскую литературу.
Списки современных русских писателей, которые представляли все эти годы Россию на международных книжных ярмарках тоже существенно бы прояснили картину, но их НЕТ!
Интересно было бы увидеть и такую простую статистику: какие именно переводы были сделаны на иноземные языки? Какие издательства получили государственное финансирование? Интересно было бы видеть и сводную таблицу, отражающую имена тех, кого ведомство Сеславинскоговыдвинуло и сделало лауреатами Премий Правительства РФ? Эти вопросы как задавали г-ну министру не раз и не два, так и никогда никто не получал на них ответа!
Праздничного настроения Сеславинскому, надо полагать, прибавляют «занятия творчеством»: уж кто только не издал высокопоставленного чиновника – от издательства «Детская литература» с книжкой министра «Честное пионерское» до «Астреля», «ОЛМЫ» и Пашкова Дома со всевозможными «книжными редкостями и автографами». Почему другие госслужащие не имеют права совмещать научную и творческую деятельность с госслужбой, а г-н Сеславинский и тут исключение: его личный список в 19 книг не мешает ему усиленно руководить ведомством?!
Почему г-н Григорьев является бессменным Председателем Попечительского совета российской Национальной литературной премии «Большая книга»? Он лучше всех знает современную литературу? Он написал статьи и книги, демонстрирующие его интеллектуальный потенциал, превосходящий всех иных в области национальной литературы? Но, насколько нам известно, ничего подобного отыскать нельзя. Значит, он что-то контролирует, направляет и в чем-то сильно заинтересован совсем не с качественной, то есть художественной стороны? Остается одно: бизнес!
Почему г-н Григорьев является Президентом «Центра поддержки отечественной словесности»? Что, он входит в референтную группу экспертов-филологов? У него есть научная степень, позволяющая признать его экспертное мнение за существенное?
С какого года он является бессменным Председателем Организационного комитета Московской международной книжной ярмарки? Десятки лет? Бизнес!
Почему в Наблюдательный совет новой премии имени Валентина Распутина вошел Владимир Григорьев? Распутина при жизни Роспечать не жаловала, мягко сказать, а теперь «приватизировали». Стало выгодно? Бизнес!
Стоит также обратить внимание, что рядом с Сеславинским-Григорьевым все эти
годы располагался еще и г-н С. Филатов, восьмидесятитрехлетний президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ, постоянно получающий финансирование от Роспечати на свои проекты; кстати, и он тоже вошел в Наблюдательный совет премии Распутина! Многие годы сопредседатель, а в последние годы уже и Председатель Союза писателей Москвы – что написал он? Неизвестно. Известно, что по профессии он энергетик, ну и привесок – действительный член Международной академии творчества, Международной академии духовного единства народов мира, Почетный член Российской Академии художеств. Известно, что он увлекается лыжами, плаванием, бегом, бадминтоном, любит готовить. И откуда при таких увлечениях масштабные претензии на творческие институции? Есть объяснение: с помощью С. Филатова оба чиновника Роспечати получили свои высокие должности. Филатов при Ельцине был руководителем Администрации Президента (как говорится, «от нашего стола – вашему столу», нынче ответ от стола Григорьева-Сеславинского столу Филатова). Вот и секрет защищенности сановной пары, находящейся под крылом некогда могущественной персоны, сохранившей свое влияние, видимо, до сих пор.
ТАЙНА ЗАМОРСКИХ УЧРЕДИТЕЛЕЙ
Ну, а если рассмотреть издательскую монополию по имени «ЭКСМО», которое поглотило АСТ и другие отечественные издательства. Является ли, строго говоря, ЭКСМО вообще российским издательством? Если среди четырех учредителей помимо двух российских физических лиц названы Международная коммерческая компания «Редклифф холдинг лимитед» (Сейшельские острова) и коммерческая компания БВО «Коллер холдинг ЛТД» Британские Виргинские острова) При этом ЭКСМО ХОЛДИНГ ГРУП ЛИМИТЕД зарегистрирована в оффшорах, на Кипре. Дата регистрации 04.12.2008. Регистрационный номер НЕ 243006. Написано об этом прямо: «Тип собственности — собственность иностранных юридических лиц». См.здесь: http://unfall.ru/view/izdatelstvo_eksmo/4316032
Не пора ли компетентным органам запросить оффшорные структуры, кто является владельцами этих фирм и сообщить о них публике?
Задаю эти вопросы здесь, потому что Роспечать и ЭКСМО всегда вместе.
Роспечать опубликовала отраслевой доклад, в котором говорится: рейтинг среди «российских издательств по числу выпущенных названий традиционно возглавляет издательство «Эксмо», – 8385 названий книг и брошюр. Согласно данным журнала «Книжная индустрия», в 2016 году объём книжного рынка России составил 55,92 млрд руб. без объёма закупок бюджетными организациями и объёма неструктурированных продаж и 72,15 млрд руб. – с учётом этих объёмов».
http://www.bookind.ru/categories/event/5473/?sphrase_id=4160735.
Но какова доля государственной поддержки ЭКСМО за годы его существования и успешной бизнес-деятельности? Вопрос открытый. Впрочем, г-ну Григорьеву ответ известен. ЭКСМО и «Институт перевода» входят в систему грантополучателей по программе «Культура России 2012-2018» Роспечати. Но, если ЭКСМО – это собственность иностранных юридических лиц, то почему Роспечать рапортует о его успехах как своих?
Мы настоятельно рекомендуем провести тотальную проверку Роспечати и произвести ее реформирование – передать эту структуру в подчинение Министерства культуры. А чиновники
Чиновники М.Сеславинский и В.Григорьев должны, по логике вещей, немедленно и навсегда покинуть государственную службу!
Уважаемые дамы и господа, которым я адресую свое письмо.
Ваша деятельность всегда направлена на сохранение безопасности России – в сфере образования, информации, науки, культуры.
На мой взгляд, сегодня в защите нуждается, прежде всего, великая русская литература Чиновники, о которых здесь рассказано, второе десятилетие оказывают разрушительное влияние на всё культурное пространство страны. Именно такие, как они, делают невыносимым само существование творческой личности, писателя, художника в его родной стране. Человек не может и не желает существовать в среде духовного упадка, в пространстве низкой культуры, в атмосфере несправедливости и коррупции. Его интеллект становится невостребованным, творческая мощь угасает, панический страх нескончаемого мракобесия толкает людей на поиск достойного места для комфортного проживания, и они оставляют родные места. Когда статистическое центры сообщают, что население страны составляет 146 миллионов, – эта информация, мягко говоря, неверна. С гражданством и пропиской в РФ вне России постоянно проживает более 30 миллионов человек. Это закономерный итог деятельности агрессивных чинуш. В их генетическом коде, в их жилах не осталось царственного духа замечательного народа. Я, а, может быть, и вы, категорически против такого угасания человеческого духа.
Александр Потёмкин
PS. Материал направлен непосредственно всем указанным адресатам.
Александр Потёмкин