Письмо № 44. 23 апреля 2017 года. Людмила Семина. Ателье воспоминаний Виктора Дюнина

Собираю сборник стихов журналистов Комсомольской правды второй половины ХХ века, то есть тех поколений, которые еще захватили краешек Великой Отечественной (Юрий Воронов, получивший медаль за оборону Ленинграда в 14 лет), прошли через оттепель шестидесятых (Виктор Липатов, Саша Шумский, Володя Сидоров), созревали в аналитические 70-е (Владимир Муссалитин, Виктор Злобин, Георгий Пряхин, Михаил Палиевский, Владимир Любицкий, Ольга Кучкина, Михаил Хромаков), искали истину в 80-е ( Олег Хлебников, Андрей Чернов, Акрам Муртазаев, Ника Квижинадзе, Евгений Нефедов, Виктор Шуткевич, Валерий Володченко), ставили голос в зубодробительные 90-е (Александр Куприянов, Сергей Пономарев, Олег Шаповалов, Андрей Дятлов), обрели второе дыхание в нулевые (Нина Аллахвердова, Ирина Савватеева, Наталия Моржина, Андрей Максимов). Кого забыла или задвинула, по его мнению, не в тот период – извините, друзья!  Всякая периодизация условна и относительна. Безусловен лишь божий дар стихотворения! Им щедро наделены были все поколения Комсомолки (Владимир Маяковский, Джек Алтаузен, Александр Жаров, Иосиф Уткин, внештатник Константин Симонов). Что-то выходило на публику, что-то оставалось практически навсегда в письменном столе, поскольку мы чтили себя все-таки сперва журналистами, потом уж – писателями и поэтами. Разные профессии, разные задачи, разный образ жизни. И сейчас кто-то так и не решился обнародовать свои вирши, кто-то прислал как стихотворный привет друзьям один-два текста. А мне самым важным здесь кажется то, что сборник этот становится еще и поэтической антологией шестого этажа, точно и тонко передающей легендарный его дух. Портретная галерея, презентации авторов, композиция подборок… Такой книгой мы будем вправе гордиться.  

***
Сегодня я поработала со стихами Виктора Михайловича Дюнина. Это мой первый редактор в Комсомолке, принявший меня на работу стажером в рабочий отдел, которым руководил. Для меня и сегодня – мэтр из когорты шестидесятников, друг Инны Руденко и Виталия Ганюшкина, Ольги Кучкиной и Анатолия Иващенко. Начальник Виталия Игнатенко, Анатолия Юркова, Олега Жадана. Двойник Алексея Аджубея (они и учились в МГУ вместе и внешне походили друг на друга удивительно, о чем можно судить по его молодой фотографии из архива клуба). Это Дюнин еще в 60-е годы придумал НТТМ – движение в комсомоле под совершенно сегодняшним модным брэндом: научно-техническое творчество молодежи. За свою придумку он получил премию Ленинского комсомола, а НТТМ в 80-е годы трансформировалось в первые самодеятельные хозрасчетные лаборатории, в которых вызрели будущие первые олигархи и либеральные экономисты-теоретики.
О том, что Виктор Михайлович пишет стихи не знала. А он, услышав про сборник, решился и прислал подборку. Стихи очень хорошие, как бы простые, но той добротной, хорошо сделанной простотой, которая дороже золота. Подборку назвал по одному своему образу «Ателье воспоминаний». Привожу здесь все это стихотворение.

ШИТЬЕ ИЗ СЛОВ
Вот «Ателье воспоминаний»,
Журналы мод былых времен.
Здесь по лекалам указаний
Мы шили платья для персон.
Когда-то наш мешок заплечный
Был полон золотом из слов.
Теперь блатные просторечья
Гнилою ниткой держат шов.
Парча в шитье поизносилась,
В заплатках наспех светит даль.
И, как назло, запропастилась
С иглою «Зингера» педаль.

Какой обидный итог профессиональной жизни незаурядного журналиста. Впрочем, это наверняка поэтическое преувеличение. Последние годы Дюнин работал В ТАССе, вместе со своей супругой Людмилой написал кнуигу о тассовцах-фронтовых корреспондентах Отечественной, получил в январе прошлого года за нее премию Союза журналистов России. Я сняла его тогда с Константином Щербаковым, тоже получившим премию за свою книгу, тоже из шестидесятников Комсомолки, у них с Дюниным даже кабинеты членов редколлегии были рядом.
Так вот, в ходе подготовки подборки Виктора Михайловича получила от него текст, который не вмещается в антологию, но который сам по спебе удивителен. Привожу его тут целиком, чтобы этот ценнейший фрагмент прошлой жизни, в которой великий поэт мог сам разыскать в читальном зале мальчонку-стихотворца, не исчез из истории. Пусть сохранится здесь, на нашем клубном сайте и будет продублирован в фейсбуке. Виктор Михайлович, вам низкий поклон за это воспоминание.
ВМЕСТО ПРЕЗЕНТАЦИИ
В Москве на Восточной, 4, где сейчас Культурный центр, в годы моего студенчества располагался филиал Библиотеки имени Ленина. Она организовала встречу читателей с  Александром Твардовским. Тогда его нещадно критиковали  за поэму «Теркин на том свете».  На той встрече  я выступил с горячей поддержкой любимого поэта. Александр Трифонович  вскоре разыскал меня в читальном зале, долго рассматривал горку книг на столе и неожиданно спросил, пишет ли книгочей стихи. Я почти шопотом –дескать, пишу для себя -  прочитал ему немного. Твардовский, помню,  сказал: «Если для себя, то,  как для всех».
Может быть, поэтому к своим стихам я стал относиться серьёзно.Писал, как для всех, но не предложил ни строчки для  большой печати. Было что-то в стенгазетах, в многотиражках. Публикации – удел профессионалов.Само стихотворчество было для меня ничем незаменимым наслаждением. Удачные образ, рифма, созвучие могли на целый день сделать  счастливым.
«Комсомольская правда» вдохновляла на любовь к русскому слову. К его точности,ёмкости, выразительности. Помню, как почти до изнеможения искали мы, в других ипостасях совсем не трудоголики,  самые верные слова для заголовков и лидов статей, «шапок» полос. Не забыть радость, когда Алексей Иванович Аджубей уже после двенадцати ночи одобрил  придуманный мной загловок  к моему же материалу о завершении строительства Куйбышевской ГЭС: «Твое рожденье подвиг, тебе служить века!». Тогда пафос и патетика не резали слух.  Для меня в этом смысле  долго было примером, как озаглавил свой поэтический репортаж о заокеанской командировке  Евг.  Евтушенко: «Есть Америка беззаботная, есть Америка безработная». Раскидал антитезу на разворот «Комсомолки». А как мы на летучках спорили о слоганах своего времени: «Быть или казаться?», «И на Марсе будут яблони цвести!», «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне»! Последнее позаимствовали у поэта Б. Слуцкого как характеристику мирового закона. Или сегодня в нём поменялся плюс на минус?
С годами всё больше тянуло к лирико-философскому жанру с его не только  грустью и  нотами печали, старался, чтобы выходило  с некоей умудренностью, при которой мужественно принимаешь неизбежное.  Новые стихи и сегодня поднимают дух, интерес к безостановочному движению жизни. С ними не чувствуешь себя оттесненным судьбой на обочину.В устремлениях новых поколений  иногда явственно замечаешь  продолжение порывов  своей наиболее деятельной поры.
Виктор Дюнин

 

 

 


Назад к списку