Письмо № 23. Людмила Сёмина. К 20-летию "Новой газеты". Трудно быть, в частности, богом

Первого апреля свое 20-летие отметила "Новая газета", пригласил друзей на просмотр последнего фильма Алексея Германа

Сначала все же о газете, поскольку ее делают люди, входящие в Клуб. Двадцать лет назад они исходили (истекали, исчезали) с шестого этажа на улице Правды, чтобы делать не таблоид, как стремились их более меркантильно искушенные коллеги, а современную версию той "Комсомолки", которая вошла в историю журналистики своим непревзойденным профессиональным мастерством и социально-политическим бесстрашием. Это было рискованно, прежде всего по финансовым причинам. Не вдаваясь в детали, остается лишь констатировать: они победили.

На нынешний юбилей по приглашению Дмитрия Муратова и иже с ним собрался в огромном количестве бомонд специфически-росбуржуазного обличия, который нарос в обществе одновременно и в единомыслии с "Новой". Тот состоятельный, т.н."креативный класс", который защищает свои интересы умением обличать власть и властьимущих. А также выражать себя интеллектуально и талантливо, что стоит немалых денег, но дает прочное положение в элите на равных с политической верхушкой.

Великий кинорежиссер недаром стал знаменем "Новой". А его последний фильм недаром носит название "Трудно быть богом". Конечно, это манифест творческой элиты, всегда ощущающей себя богоподобной субстанцией, стремящейся и привыкшей быть в кумирах, в законодателях мнений и оценок. Так что из юбилея получилась замечательно красивая пиаракция, соответствующая и текущему моменту с его ощущением угрозы свободомыслию, и шедевральному уровню целевой аудитории, которой Алексей Юрьевич преподнес на прощенье подарок невероятной стоимости, и масштабу самого мероприятия, поскольку двадцать лет противостояния с властями - это, конечно, такой гражданский и профессиональный подвиг, который, безусловно, переводит людей в ранг великих участников исторического процесса, тождественных заявленной в фильме теме избранности.

Сам фильм, представленный сначала Дмитрием Быковым, затем вдовой Германа Светланой Кармелитой, а в конце Юрием Ростом и извинившимся за неумение писать и прочитавшим вслед великолепно вылепленный текст Леонидом Ярмольником, описать невозможно, потому что его гений, прежде всего, в новой киностилистике, это надо видеть. Исходный текст Стругацких, на мой взгляд, уже мелковат для подобной мощи плотского живописания, которое применил здесь режиссер. Мне показалось, что и главного героя не вытянули на богоизбранного. Вся сюжетная часть поэтому как-то не берет за душу. Возможно, правда, из-за того, что фильм был показан еще в черновой звуковой записи, текст зачитывала Светлана Игоревна.

А вот все зрительное ошеломляет, но не подавляет и не отвращает, как можно было ожидать. Напротив, смотреть хочется еще и еще. Оживший Брейгель нашел равного себе воплотителя в кинематографическом пересказе. Ничего подобного кино еще не рождало. Так что впереди - победоносное шествие, посвященное самим мастером дню рождения любимой газеты. Двадцать лет не прошли даром, если итожатся таким результатом.

Жаль, что при этом не проходит ощущение, что все увиденное, тем не менее, частный случай... Но это, скорей, к нравам, а не к юбилею.

 

 


Назад к списку