ПИСЬМО № 18. ЛЮДМИЛА СЕМИНА. В СВЯЗИ С ЮБИЛЕЙНИКОМ-2012

Итак, 20 декабря прошел наш традиционный, седьмой по счету Юбилейник в Домжуре. Юбиляров года на этот раз насчитывалось 78. Добрались до праздника и новогоднего обеда ветеранов «Комсомольской правды» чуть больше 30, что прекрасно, учитывая состояние здоровья и напавшие на нас в эти дни морозы со скользкими тротуарами. Остальные 40-50 (учет, как всегда, вести забываем, но стульев стояло 80 и только 8 из них пустовали, а люди и уходили пораньше, и приходили попозже, так что общий счет между 70-ю и 80-ю соответствует).  По общему мнению (и даже моему, всегда недовольному чем-то несоразмерным с оргусилиями) сбор прошел отлично.  Правда, немного сбил наши планы президент страны, решивший устроить свою большую пресс-конференцию в тот же день: основную работающую часть членов Клуба он у нас отбил, из-за чего несколько высших профессиональных наград Союза журналистов России, которые вручал секретарь СЖ Павел Гутионтов, остались в Клубе, их пришлось вручить потом  по месту работы юбиляров. Еще несколько номинаций приурочены к предстоящему Балу прессы, где поздравлять наших будут уже в федеральном масштабе. Но наградные дела не помешали всем остальным получить свою толику внимания, признания, любви и аплодисментов. Кое кому достались даже призы, и всем юбилярам, а также активистам-помощникам выданы подарки от «Комсомолки».

Это хроника события. Фоторепортаж можно посмотреть в Фейсбуке у Владимира Ковалевского, часть снимков размещена здесь. Сведения о наградах - в разделе СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ. Специально не перечисляю их сейчас, чтобы не сбить правильное впечатление, поскольку главные награды еще только будут рассматриваться в январе. В любом случае, - всех поздравляю еще раз! Как правильно сказал Гутионтов, была бы возможность, наградили всех представленных Клубом в количестве 40 человек (остальные свои награды получали раньше, на предыдущих Юбилейниках). Его – Гутионтова – выбор труден, поскольку каждый в Клубе – элита журналистики, чего уж стесняться! Отбор в «Комсомольскую правду» шел в свое время, сами знаете, жесточайший, проверку осуществляла газетная полоса, а там все сразу было видно…

Идея Юбилейника, надо признаться, родилась из желания восстановить некоторую историческую справедливость: именно наши – последние советские – поколения журналистов, обеспечившие взлет газеты до рекорда Гиннесса в 22 миллиона ежедневного тиража, попали на излете карьеры, когда обычно и приходит юбилярам наградное признание, в «черную дыру» безвестности и даже позора, ибо кто только не плевал из нарастающей новой элиты (по статусу, но – увы – не всегда по качеству) в предшественников. Правда, многие из тех ребят, что оказались в 90-е у руля «Комсомолки», не оплошали: сегодня большая часть первых лиц российских СМИ – выходцы из этого нашего поколения, другие члены Клуба до сих пор на «звездных местах» - Федеральное Собрание (верхняя и нижняя палаты), Правительство РФ, банки, партии, бизнес, руководство общественными организациями и национальными проектами. Но, как ни странно, и им не хватало самой ценной сферы признания – среди своих, в том юношеском поколении, где все начинали на равных. Вот почему клубные Юбилейники сразу стали фундаментальной традицией – и только крепнут год от года, привлекая к Клубу все новых выходцев из КП. Мы начали свои Юбилейники  в 2006 году с поздравления ныне уже покойных стариков в день их 90- и 80-летия – Александра Романова, первого космического репортера, сообщение которого с Байконура о запуске первого спутника Земли открыло новую цивилизационную эру; и Натальи Юлиной, художника и ретушера газеты на протяжении полувека. Перед Новым – 2007 годом – собрали всех в Домжуре, потому что, как выяснилось, юбиляров в году набралось больше двух десятков (Клубу шел на тот момент третий год, к нам присоединилось крыло ветеранов ВОВ, собранное в свое время вокруг редакции Софьей Фингер, Марией Удаловой и Ириной Троицкой, среди них были и фронтовики, и военные корреспонденты, и просто журналисты за 90 лет, которые иногда уходили из жизни в нищете и заброшенности, как, например, выдающийся фотохудожник Маяй Окушко, с чемоданами никому не нужных негативов под кроватью, или гениальный литературный редактор Ираида Муравьева, на чужой постели у соседки, отдав той за уход свою квартиру. Хотелось всех пригреть, вспомнить, помочь устроить под конец жизни достойное их существование. На Юбилейниках они получили хотя бы малую толику востребованности и признания.

Кстати, тогда же родилась утопическая идея «коллективной деревни» ветеранов «Комсомолки». Нам тогда казалось, что можно договориться со службами призрения об обмене квартир престарелых членов Клуба на несколько коттеджей за городом, жизнь в которых организовать по особому укладу необходимого ухода за стариками: с медицинским наблюдением, с коллективными обедами в общей столовой, с общим же рабочим кабинетом, вооруженным компьютерами, интернетом и библиотекой, с ежедневной маршруткой для выездов по делам. Оказалось, что, во-первых, никакие социальные службы не готовы к подобным подвигам, их участие, чаще всего, происходит на вполне корыстной основе: социальные работники ухаживают за стариками под гарантии получения в будущем освободившегося жилья. Во-вторых, появись такой поселок ветеранов, за проживание в нем пришлось бы платить много больше пенсии, а у журналистов, в отличие от кинематографистов или литераторов, нет Фонда поддержки. Надежды Клуба на финансовую помощь такому проекту силами тех членов, у которых есть капиталы, очень скоро развеялись как невыполнимые. Может быть, пока невыполнимые…

Грандиозные планы, впрочем, не мешают делать то, что в наших силах. В мае 2007-го мы провели традиционный сбор Клуба в формате «Фронтовой землянки», где вручали награды СЖ РФ участникам Великой Отечественной, а в 2009-ом собрали участников ВОВ у памятной стелы погибшим в войну корреспондентам «Комсомолки» в редакции сегодняшней газеты. Больше 50-ти престарелых получили бесплатную подписку на газету, начали активно ее читать и, представьте, нередко похваливают, хоть раньше только критиковали. Около сотни членов Клуба получили за последние годы пособия от Фонда Ельцина, где тоже наши люди. Иногда прибегаем к складчине: издаем посмертно книги коллег, кому-то помогаем с лечением.  С редакцией установились партнерские отношения: продаем на книжных ярмарках, кроме книг членов Клуба, прекрасные альбомы и книжные коллекции издательского дома «Комсомольская правда», за счет оптовой скидки получили возможность приплачивать работающим на стенде активисткам и проводить презентации книжных премьер Клуба. Проводим в редакции то фотовыставку, то чаепитие в Голубом зале, то киночетверг в пресс-центре. Кофе нас угощают щедро. Да вот и на последнем Юбилейнике фуршет прошел за счет редакции. Мы это ценим!

Конечно, нелепо и странно, что мы дожили до таких времен, когда люди, обеспечившие благополучие нынешних поколений и, что немаловажно, сохранившие и поныне свои таланты, энергию, активность и трудолюбие, оказались в ауте, отброшены с площадки социальной борьбы, где так усердно распределяются сегодня нажитые активы – чтобы не мешались, не претендовали, не требовали своей доли. Не выгоняют на улицу из полученных когда-то за ударный труд квартир – и на том, как говорится, спасибо. Двадцатилетний период перестройки перечеркнул наш менталитет, а именно он – насквозь благородный, бессребренический, романтичный, присущий абсолютному большинству журналистской братии (во всяком случае – в «Комсомолке», куда таких и выносило, в первую очередь) – не позволил сразу сориентироваться на наживу, на выхватывание кусков, на капитализацию того, что порой и прибивало к порогу. Что сетовать: да, мы в некотором роде – как сейчас говорят, лузеры, пропустили период первоначальных накоплений, разглядывая его с профессиональным вниманием и негодованием. Душа не принимала. И другие, которые не зевали, в принципе не обязаны нас жалеть – каждому свое. Что, друзья, теперь кусать локти или обличать сноровистых и морально гибких?

Так вот: великое значение наших Юбилейников еще и в том, что, собираясь там своей юношеской плеядой, мы возвращаем время на тридцать-двадцать лет назад, когда все были равны друг другу. И так снимаем все обиды и величия, начинаем снова видеть и слышать друг друга, переоцениваем свои потери и приобретения, уточняем их моральный вес. Который, как известно, дороже всяких денег и карьер.

Вот на это я и надеюсь: на то, что доживем, наконец, до времен, когда и творческие планы членов Клуба будут осуществляться за счет сообщества, просто потому, что одни помогли другим разбогатеть, на время пожертвовав своими интересами.

Впрочем, движение это уже началось. Клуб номинировал в этом году на знак «Золотое перо России» блистательную книгу-альбом Всеволода Арсеньева «Ностальгия. Провинциальная Россия», которую выпустила тоже член Клуба, руководитель издательства «Искусство-ХХI век»  Татьяна Боднарук. А перед тем она выпустила книги Николая Боднарука «Хлопчик» и Ольги Кучкиной «Зинаида Райх». Каждая – произведение искусства. На прошедшем Юбилейнике Татьяна по праву получила клубный приз «За наших». Писатель и издатель Александр Потемкин тоже, кроме своих романов, выпустил книги членов Клуба Бориса Панкина и Александра Пумпянского. Глава издательства «Художественная литература» Георгий Пряхин издал наш первый сборник воспоминаний о «Комсомолке» - «Больше, чем газета», книги Бориса Панкина, Константина Щербакова, Ольги Кучкиной, Анатолия Юркова, Юрия Макарцева.  Андрей Панкратов из поколения 90-х, генеральный крупнейшей в столице ретростудии, выпустил сборник воспоминаний создателей региональной сети «Комсомолки». Тамара Громова к собственному 80-летию  за свой счет издала сборник «Письма в «Комсомолку». 60-е годы ХХ века».

Вот, кстати, и еще одно благое дело за счет клубного ресурса: наши члены Галина Янчук и Татьяна Корсакова помогли наладить партнерство с Госархивом РФ, чтобы туда приняли оригиналы этих писем. А Госархив предложил передать им все накопленные Клубом материалы по истории газеты, долгое время остававшиеся беспризорными. Это теперь задача будущего года. Наконец-то ветераны смогут без опасений сдать свои архивы в надежные руки – и во благо нашей любимой газеты.

Живая ткань истории сейчас так истончена, что в ней сквозят порой огромные пустоты. И люди, попадающие в эти провалы времени и памяти, становятся сиротами. Если не соберутся вместе для заштопывания исторических прорех. Это так: «сухой остаток» вышесказанного…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад к списку