УТРАТЫ 2020 ГОДА

16 апреля 2020 года скончался обозреватель «Комсомолки» периода перестройки Александр Радов.

ТРИ ЖИЗНИ И ТРИ ПРОФЕССИИ ВЕЛИКОГО ОПТИМИСТА

Людмила Семина, исп.директор Клуба журналистов всех поколений «Комсомольской правды»

Александр Радов пришел в «Комсомолку» зрелым человеком с солидным научным багажом, будучи кандидатом философских наук, прошедшим социологическую школу новосибирского Академгородка у Татьяны Заславской. Он был творческим человеком, публицистом, писателем, до своего погружения в науку вел мастер-класс для молодых литераторов в журнале «Юность». Так получилось, что и мой очерк разбирал тогда «по косточкам»…
Наука была нужна ему, как многим думающим людям эпохи позднего социализма, для понимания реальности, которая все больше деформировалась официальной пропагандой. Думающие люди - вот парадокс того зацензурированного времени - находили в научнообоснованной аналитике ту публицистическую площадку, на которой могли сказать всю обнаженную правду о реальности. Александр Радов пополнил тогда плеяду таких прогрессивных публицистов-ученых, как Николай Шмелев, Леонид Абалкин, Юрий Черниченко. Но это была лишь первая половина его жизни.
А потом началась перестройка - и Радов пришел обозревателем в «Комсомольскую правду». Как истинный шестидесятник он был одержим идеей демократизации общества. И предложил газете провести первые выборы директора завода. Весной 1987 года «Комсомолка» провела их в латвийской Елгаве, на заводе микроавтобусов РАФ. Это событие стало поворотным в развитии самой перестройки, своего рода стартом радикальных для советского общества перемен.
Вот прямо сейчас, узнав о его кончине, пишет мне главред “Комсомольской правды” Владимир Сунгоркин, который был в явление Радова на Шестом этаже заведующим и редактором отдела рабочей молодежи: “Конкурс на РАФе мы проводили тогда вместе. Но надо вспомнить и о других его социальных проектах, которые мы осуществляли через КП. Геннадию Алференко, например, он помогал создавать Фонд социальных изобретений». А его знаменитые репортажи с московских вокзалов были лакмусом общественных умонастроений и мерилом идущих в стране процессов.
Александр Радов оставил яркий след в истории нашей газеты и в печатной журналистике. Потом он ушел на телевидение и там сделал еще один рывок в своей творческой биографии. Был политическим обозревателем Российского телевидения (ВГТРК), руководил студией «Нота бене», стал президентом телекомпании «Всемирное русское телевидение», гендиректором телекомпании «Жизнь», генеральным продюсером Студии «Фишка-фильм». В последние годы сотрудничал с каналом «Культура», где шли его популярные телециклы «Портреты эпохи», «Соблазненные страной Советов», «Авантюристы ХХ века, «Больше, чем любовь».
Радов, всегда будучи интеллектуальным бойцом, оставался в жизни интеллигентным и дружелюбным человеком, прекрасным отзывчивым товарищем. Необыкновенно интересным собеседником, полным идей, творческих замыслов. Он был крепок и физически. Наверное, поэтому не уберегся от коварного вируса, не сразу понял, что стал его жертвой. И сил справиться уже не хватило, хотя многие молились за его здоровье или просто мысленно поддерживали и желали выздоровления.
Саша Радов стал первой нашей потерей в пандемии. Скорбим! Выражаем соболезнование его верной соратнице, сценаристу и любимой жене Ирине Васильевой. 

Лидия Графова, председатель движения «Форум переселенческих организаций»
Наверное, многие посетители нашего сайта, а тем более «форумцы»  уже знают, что 16 апреля, в чистый четверг, в одной из инфекционных больниц Москвы скончался замечательный человек, верный друг нашего «Форума…» Александр Радов.
Это он еще в 90-ые годы снял первый документальный фильм о трагедии исхода русских из бывших братских республик. Журналист, получивший еще социологическое образование (учился в знаменитой школе Новосибирского Академгородка), он считал проблему миграции судьбоносной для России. В последнее десятилетие, когда «Форум переселенческих организаций» стал получать президентские гранты и все они  были посвящены  нашей главной миссии: СОБИРАНИЕ НАРОДА В РОССИИ- Александр активно участвовал в каждом нашем мероприятии.
Мы еще не раз вернемся к рассказу о делах и личности Александра Радова. Так вдруг случилось, что этот веселый, бесшабашный и казавшийся порой легкомысленным человек, стал открываться, осознаваться нами в свои последние дни, когда он сам уже не мог говорить, а мы, знавшие его, вспомнили, как много добра он успел сделать, какой он талантливый и вместе с тем скромный.
Сама собой возникла идея коллективного моления (в определенный час)  о его выздоровлении. В нескольких монастырях о нем молились, даже на Афоне. Его дивная супруга Ирина Васильева, необыкновенно тонкий сценарист и режиссер документальных фильмов, сумела поднять все силы земные на спасение любимого человека. Главному врачу больницы звонил Евгений Сидоров, председатель Московского Союза писателей, звонил Анатолий Чубайс… Да мало ли кто еще звонил врачам…
Но что могут сегодня врачи против этого невидимого, непознанного коварного врага?!
Он только одни сутки провел в реанимации, ему даже не пришлось ставить дыхательный аппарат, который, как известно, в дефиците, – он мог дышать сам, но другие болезни, заработанные  возрастом  и жизнью на износ, сделали его, такого энергичного и говорливого, каким-то потусторонним. У него не хватало сил даже позвонить жене. Она, Ирина, после того, как отвезла его в больницу и вернулась в их осиротевший загородный дом, металась, «выла волчицей…хотелось грызть стены….»
Когда однажды он все-таки нашел силы, чтоб ей позвонить, Ирина загорелась надеждой. И все мы кинулись верить в чудо. Я написала Ирине: «Давай верить в милость и мудрость Божью. Ведь знает же Господь, как нужен Сашка с его бурлящим оптимизмом всем нам, переживающим сейчас богооставленность….»
Ночью со среды на четверг Ирина написала в ответ: «Ему хуже. Меня к нему, конечно, не пустят. Но я поеду, сама не знаю – зачем».
Звонок врача, что Саши уже нет, пришелся на то самое время (четыре часа дня), когда шла коллективная молитва.
Ирина стояла в пробке на въезде в Москву. Говорит, что упала головой на руль и громко закричала. Поразительно, но с тех пор, как она признается,  «в душе стало покойно и тихо».
Кремация назначена на вторник, 21 апреля. К окошку ритуальных услуг, куда Ирина привезла в пятницу одежду, была большая очередь…

Артем Соловейчик, главный редактор Издательского дома "Первое сентября"
Вчера на телефон практически в одно время пришли два срочных сообщения. "В Москве скончались еще 14 пациентов с коронавирусом…" "Наш друг и коллега, продюсер и журналист Саша Радов упокоился сегодня днем - в Чистый четверг..."
Четырнадцать судеб. Чистый четверг, который про истинное смирение и служение ближнему. Таким случился для меня Александр Радов в последние несколько месяцев моего недолгого знакомства с ним.
И при этом - человек-буря. В какой-то момент совместной работы, потрясенный шквалом неостановимой энергии, я обернулся к Александру в удивлении и получил в ответ победно-веселое: "А мне же в этом году 80!".
Высокий, улыбчивый, в постоянном движении, настойчиво держащий мысль при абсолютной мягкости, Александр Радов за момент до этого обсуждал со мной купание в проруби, хождение по утрам босым по снегу и то, что в этом году и снега мало, и водохранилище полузамерзло…
Многое из этого года останется в общей памяти приметами-предвестниками эпохи всеобщего Соляриса.
Открытый нараспашку, Александр оказался несовместим с изоляцией. Душно смертельно.
Соратник моих родителей, из пула участников проекта великой "Комсомолки" 60-70-х, публицист, телевизионщик, киношный человек, продюсер, мыслящий не фильмами, а событиями, превращавшимися в ленты безостановочным движением его внутреннего "я", умудрявшийся создавать в своей микроскопической студии до 60 картин в год… Редка неделя, когда в программе "Культуры" нет фильма его студии "Фишка-фильм". Кира Муратова, Григорий Померанц, Алексей Герман-старший - имена героев его фильмов только нашей эпохи…
И прошедшая через всю жизнь страсть сохранить, донести до будущего лучшую, почти всегда непонятую при жизни, педагогику. "Посмотри на этих детей! - кричал Великий Радов. - Они же люди возрождения! Мы же ими возродимся!"
И последний пас в падении всем нам - завершенный за минуту до ухода из жизни фильм "Педагогическая трагедия" о великой несправедливости в отношении к великому педагогу Михаилу Петровичу Щетинину.
Александр торопил: "Нужно говорить. Сказать нужно сейчас. Сразу! Никогда не потом!"
И заключительные слова фильма на вопрос "А что делать?":
- Стоять по-человечески. Стоять по совести. Стоять!
Так и будет навсегда с нами Александр Радов больше, чем все его невероятные достижения, чем вся его невероятная жизнь.
Справка "РГ"
Александр Радов родился 23 июля 1940 года в Ленинграде. Окончил Московский автомеханический институт и аспирантуру Новосибирского государственного университета. Работал в "Литературной газете", "Комсомольской правде", журнале "Огонек".
С 1991 по 1996 год выступал политическим обозревателем на ВГТРК. В 2002 году вместе с женой - сценаристом и режиссером Ириной Васильевой - создал студию "Фишка-фильм". В последние годы сотрудничал с каналом "Культура". Автор популярных циклов документальных фильмов "Портреты эпохи" и "Больше, чем любовь".

 


Назад к списку