Ссылка на программу Артдофеста в сети http://artdocfest.com/artdokset/index.html
Ссылка на голосование https://www.facebook.com/groups/221136811346063/
“Светенка» о Свете
"Светинка" - так называется мой фильм о Свете Орлюк. Этот документальный фильм мы снимали три года. Началось все с моего диплома — об «Алом парусе», подростковой страничке в «Комсомольской правде» 60-90-х. В моем поколении 80-х. «Комсомолка» была органом ЦК ВЛКСМ и при этом одной из трех самых любимых и читаемых газет в стране. Тираж ее был больше 20 миллионов экземпляров. Там, конечно, печатались постановления ЦК КПСС, но внутри газета, вопреки всякой цензуре, была рупором свободы и защитницей прав человека.
Для фильма я снимала много интервью — со всеми, кто делал тогда «Алый парус», и в каждом интервью звучало одно и то же имя — Светка. Леша Мокроусов, сегодня — литературный и художественный критик, сформулировал это так: «У всех у нас, кто тогда имел отношение к «Парусу» осталось чувство вины перед Светой Орлюк. Понятно, почему». И действительно, Светка, которая погибла в 1995 году во Владикавказе, стала самой большой потерей для нашего поколения журналистов, поколения 80-х. Мы все начинали тогда с нуля, судьбы у всех сложились по-разному, кто-то ушел в литературу, кто-то — на телевидение, кто-то в журналы. Светка так и осталась газетным журналистом, она стала символом нашего поколения в журналистике, человеком, который подхватил традиции Лидии Графовой, Юрия Щекочихина, Инны Руденко и понес их дальше. Светка занималась самой сложной областью журналистики — судебными расследованиями, она защищала тех, кого власть облыжно обвиняла в самых страшных преступлениях, и доказывала, что эти обвинения ложны. Она защищала не просто права человека, она защищала жизнь того конкретного человека, о котором писала. Ее материалы были решающим аргументом в вопросах жизни и смерти.
Впрочем, обо всем этом говорят в фильме. Говорят и о том, что Света была живым человеком, к которому никак не приклеишь нимб святости... Но я думаю, что для меня как для режиссера это, в первую очередь, фильм о том, чего стоит настоящая журналистика, какую цену приходится порой платить за счастье заниматься своим — и любимым — делом.
Светы с нами нет, но тот разрыв, который образовался с ее смертью, так ничем и не заполнился. Мы до сих пор чувствуем все ту же горечь утраты... И это фильм о том, как много значит один-единственный человек, как много он может сделать, и о том, что с каждым уходящим журналистом уходит и целый мир упущенных возможностей, шанс изменить историю.
Света, как и мы все, была студенткой факультета журналистки. И корреспондентом «Комсомольской правды». Я прошу вас посмотреть мой фильм в память о Светке и, может быть, для того, чтобы кое-что важное понять о нашей общей профессии. И проголосовать за него на страничке фестиваля Артдокфест в Фейсбуке, поскольку фильм участвует в конкурсном показе Артдоксеть и чем больше голосов он наберет, тем лучше для нас всех. Голосование продлится до 5 декабря 2016 года.
С уважением -
Ольга Крутилина, режиссер.
На снимке (слева направо) Светлана Орлюк и Елена Недошивина - коллеги по "Алому парусу" 80-х
Ссылка на фильм https://vimeo.com/184323378
Ссылка на программу Артдофеста в сети http://artdocfest.com/artdokset/index.html
Ссылка на голосование https://www.facebook.com/groups/221136811346063/
И СЕГОДНЯ НУЖЕН НЕУСТУПЧИВЫЙ ГЕРОИЗМ ЖУРНАЛИСТА
В клубе журналистов Комсомольской правды мы уже дважды отметили юбилей легендарной подростковой полосы нашей газеты - Алого паруса: сначала 45, потом и 50 лет. На первом юбилее присутствовали отцы и матери-основатели: Иван Иванович Зюзюкин, Инна Павловна Руденко, Борис Дмитриевич Панкин, Татьяна Сергеевна Яковлева, Нина Грантовна Моловейчик-Аллахвердова. Из первой плеяды - капитан АП Алексей Ивкин, Леонид Загальский, Валерий Хилтунен, затем команда второго капитана Юрия Щекочихина, третьего - Павла Гутионтова, четвертого - Валентина Юмашева, пятого - Бориса Минаева, шестого - Юлии Будинайте. Были Сергей Кушнерев и Андрей Максимов, Юрий Данилин и Леонид Колпаков, Надежда Ажгихина и Ольга Мариничева... Пишу имена, ничуть не сомневаясь , что все они известны любому, потому что поколения и поколения школьников, а также их родителей с 1963 по 1993 годы вырастали в обнимку с Алым парусом. Ольга Крутилина уже предпринимала попытку сделать фильм об АП, защитив им диплом на Высших режиссерских курсах. И вот - второй фильм, но уже АП в нем - только фон, та среда, которая выпестовала главную героиню - журналистку Комсомолки и Новой газеты 80-х годов Светлану Орлюк. Она жила на Сретенке, кто-то из друзей в шутку, на день рождения, исправил букву на уличной табличке, приписав лишний кружок внизу к Р в названии СРЕТЕНКА. И получилось СВЕТИНКА - так частенько Светлану и называли в кругу друзей. Да, она была похожа на солнечный зайчик. Но при этом была одержима самым трудным газетным жанром - журналистскими расследованиями, чтобы установить истину и спасти от несправедливого наказания невиновных. И если бы не преждевременная гибель в начале 90-х, быть ей сегодня одним из самых крупных перьев страны. На освободившееся место правозащитника в Новой газете пришла после нее Анна Политковская... А Светинка заняла другое свое место: стала первой - перед Щекочихиным - в ряду гвардейцев справедливости Алого паруса. Значение фильма Ольги Крутилиной, сумевшей создать портрет нашей Светинки, гораздо глубже простого очерка о славном человеке. Это и фильм-призыв: не уступайте, друзья, поля битвы за торжество высоких истин и норм жизни, продолжайте утверждать неуступчивый героизм таких журналистов, как Светинка.
Людмила Семина, руководитель Клуба журналистов КП