12 мая 2016 года вышла из печати книга стихов Людмилы Сёминой "Годовые кольца"

17 Май 2016

Выпустил книгу Издательский дом "Порог". Она посвящена семье и друзьям. Послесловие  - поклон Клубу журналистов КП. Ниже приводим его текст, одно из стихотворений и обложку сборника

ЖАСМИН

Налюбовались кружевною
вишнёвой кипенью – и вот
благоуханной купиною
жасмин плывет в цветоворот.

Макушка лета. Наедают
бока и щеки все плоды,
слегка уже надоедают
однообразием среды.

На этом фоне накоплений
зелёной тучности в запас
ажур жасминовых вкраплений
контекста высветит окрас.

Сияет звёздами проказник,
распространяет аромат,
как будто в новогодний праздник
спешит перегрузить формат.

Как будто в середине лета,
назло обилию тепла,
возможно погруженье это
в морозные антитела.

Кружит нам головы, морочит
тот душный, ни к чему цветок …
Противиться ему нет мочи.
Как мочи нет в объятьях ночи
не источать свой сладкий ток.

ВАМ, КТО ПОВЕРИЛ...
Послесловие автора, посвященное товарищам по Клубу журналистов прежней «Комсомолки»
Могло случиться, что в другое измерение я ушла бы за десять лет до рождения этих текстов. Когда стихи пошли - внезапно и сами собой, - это было как эхо. Как отраженный тем измерением мой крик о страстном желании жить. Вернулась жизнь. И в подарок - способность выражать ее по-новому. Каждый день теперь я начинаю и заканчиваю благодарением.
По обычной земной нашей глупости стихами я хоть и восхитилась, но тут же и испугалась, не понимая, что с ними делать. Образцы высокой поэзии - в памяти и на книжных полках - не позволяли допустить, что стихосложение подвластно обычному человеку - хотя бы и со способностями. Как человек, всю жизнь пишущий разные тексты, я привыкла следовать золотому правилу своего первого редактора в «Комсомолке» Виктора Михайловича Дюнина: «Лучший материал тот, который напечатан». А как можно было печатать стихи, первый из которых выговорился на 68-м году жизни? Никаких сомнений ведь не было, что это даже не любительство, а попросту досужее развлечение.
Крестной поэто-матерью стала Нина Аллахвердова, товарищ по клубу журналистов «Комсомольской правды», киносценарист, проповедник. Многочасовые беседы с ней расставили все по местам: право выражать себя присуще каждому; если пишется, надо писать обязательно; каждый пишет, как он дышит; не надо сравнивать себя с кем-то; никто не знает, что понадобится миру в следующий момент, возможно - твой текст. Ее объяснения освободили от пут неполноценности. Это оказалось очень целительно: писать как дышать.
Крестным поэто-отцом стал неожиданно Владимир Муссалитин, главный редактор литературно-публицистического журнала «Форум», тоже наш коллега по «Комсомольской правде». Пошутив как-то при нем над новой своей страстью, услышала в ответ предложение прислать ему подборку. И не успела оглянуться, как увидела ее на страницах журнала. Владимир Иванович, сам хороший поэт и романист, отличался всегда строгим литературным вкусом - именно это обстоятельство приободрило меня. Он успокоил и тех, кто усомнился, что стихи первые, объяснил: «Человек пишет сорок лет. Для нее стихи - это новый жанр, и только».
Для чего я все это рассказываю? Чтобы поделиться открытием: начинать никогда не поздно; нельзя сковывать
себя обручами предрассудков, чужих и ложных мнений; поэзия - это лишь слова, тексты - особого свойства, но
все-таки слова. Если ты словесник, текстовик, писатель по профессии, не бойся пробовать. А если ты поэт по натуре, если слышишь мелодии, видишь краски, резонируешь эмоциям, стихи становятся голосом и твоей души. Всегда найдется тот читатель, с которым ваши резонансы
совпадут. И твой голос станет его голосом. А мир слова обогатится твоими находками. Самобытность и самодостаточность - вот мерила истинной поэзии. Этими рассуждениями я хочу поддержать тех своих друзей, которые
пока не решаются вынуть из стола припрятанные там стихи.
Мне, конечно, повезло. Наше клубное сообщество, уже доказавшее, что готово и умеет поддерживать, сполна одарило меня вниманием и заинтересованностью. Первыми читателями моих стихов стали Борис Дмитриевич Панкин и его жена Валентина Петровна. Б.Д. - наш главный редактор в 60-70-е годы, писатель, дипломат, В.П. - литературный критик и переводчик поэзии. Послав им стихи, мгновенно получила одобрение и даже профессиональный разбор. Автора не критиковали, а наоборот поощряли и вдохновляли. Тонко чувствующую соратницу нашла в Тамаре Булычевой, корректоре прежней газеты, которая и сама, уйдя на пенсию, стала прорастать в достойного поэта. Татьяна Корсакова, великолепный очеркист, прошла вместе со мной путь от отрицания до понимания, что умения в стихах прибавляется. Маргарите Федотовой, книгоиздателю, историку, правозащитнику, посылала всего несколько стихов, тех, которые надо было проверить на актуальность; она реагировала очень точно - и одобряла. Заинтересованно слушала мои первые опыты Инна Павловна Руденко, наша любимая легенда журналистики и тонкий ценитель слова и смыслов. Приободряла чуткая и доброжелательная Людмила Овчинникова. Даже Тамара Громова из Канады и Нина Пижурина из Санкт-Петербурга откликнулись добрым словом. Первым увлекшимся поклонником стал обозреватель «Маяка» Владимир Савченко, зачитавший «Миграцию» на своем дне рождения, где ее услышала и опубликовала в ЖЖ известный блогер Елена Токарева. А Леонид Арих, издатель еженедельника «Новый вторник», опубликовал три стиха, про которые я думала, что они непроходимы в принципе.
Долго не решалась узнать мнение Вячеслава Недошивина, автора бестселлеров о поэтах Серебряного века, тончайшего знатока поэзии, для всех нас - безусловного авторитета в оценках. Прочитала по телефону еще черновой текст «Ночь греха». Он отметил излишнюю, как ему показалось, репортажность, но одобрил настроение, важные детали, новые для стихотворной лексики слова. Его «придирка», над которой я размышляла почти год, помогла, в конечном счете, уже осознанно использовать репортажность в придуманном жанре стихотворных фильмов. Как когда-то мы коллективно делали газету, так теперь и над стихами работали заинтересованно, дружно и креативно. Друзья воспитывали во мне стихотворца, и я опиралась на них в полной мере.
Ну, и конечно - клубные поэты. Профессиональные. Члены писательских союзов. Авторы стихотворных сборников. Признанные мэтры. Моя смелость доросла и до них. Книжки Виктора Злобина, Наталии Моржиной, Ольги Кучкиной, Владимира Любицкого, Валерия Володченко, Андрея Чернова, Олега Хлебникова стали мастер-классами: я буквально препарировала тексты своих коллег, разбирала их на детали. Все разные. И все безусловные. Самой большой радостью было то, что мои стихи оказывались другими, непохожими. Это обнадеживало. Но и заставляло крутить-вертеть строчки до тех пор, пока они тоже не становились безусловными. Так вызревал правильный критерий: не соперничества, а профессиональной сопоставимости.
По-новому открылась Ольга Кучкина — мастер высшей пробы, входящая в плеяду самых крупных современных поэтов. Она прочла вторую подборку в «Форуме» и тут же откликнулась большим письмом, разобрав ее по строкам, рифмам, смыслам, словам - вполне на равных. И это было уже признание, приём меня в литературный цех. Я позволю себе процитировать поддерживающие строки ее письма. В них важна не оценка, хотя я безмерно благодарна Ольге за нее, но продолжение той темы, ради которой я и пишу сейчас. «Люся, прочла твои стихи. Пишу честно. Некоторые не понравились. Это те, где прямое высказывание. Зато другие превосходны! Больше всего тебе удаются те, где чудесные описания того, что видишь, и того, что чувствуешь. Замечательные «Каникулы в горах», «Последний теплый день», посвященные отцу, про «белое сальце зимы» и еще ряд стихов. По-прежнему сильное впечатление - «Миграция». Как известно, поэта надо судить по его лучшим стихам, а не по худшим. У тебя, повторяю, много настоящей поэзии. То, о чем ты писала мне, - что как бы еще пробуешь, - мне кажется, сопровождает поэта (вообще человека) всю жизнь. Ремесло - важная вещь, но мы любим не поэта-ремесленника, а поэта-поэта. У тебя это есть, с чем тебя и поздравляю. И желаю новых стихов». Так удачно ее отзывом был отмечен пятилетний юбилей моего стихописания.
Не могу сказать, что пишу много и быстро. Но все время. И развиваясь. По привычке текстовика стремлюсь довести каждый стих до его полной законченности: когда не прибавить - не убавить. И памятуя, что лучший текст - напечатанный, поняла, что если готовых работ накопилось за сотню и их уже начинаешь забывать, пора издавать сборник. Тут еще вот какой фокус: новые стихи всегда лучше предыдущих, когда их собираешь в одной книге, она становится похожа на рояль с клавишами большими и малыми, белыми и черными, низкими и высокими. Неровная книга. А выбросить жаль. Поэтому поэтические сборники должны, наверное, быть одномоментными и однородными. Как альбомы музыкантов. В большую же итоговую книгу отбирать потом лучшее, избранное. В своих сомнениях и поисках я прозевала время первого сборника. В этой книге их, похоже, уже два, а то и три. И чтобы читателю было интересней, придумала для него путеводитель по сборнику.
И снова товарищество по клубу помогло появиться уже этой книге: руку помощи протянул Александр Потемкин, ученый и писатель, бизнесмен и книгоиздатель, стоявший двенадцать лет назад у истоков и самого клуба.
О, конечно, я ничуть не обольщаюсь. Все-таки все надо делать в свое время. В том числе начинать писать стихи. Но пусть все же книга будет и станет памятником нашей дружбе.
Спасибо, друзья! Эта книга - вам, кто поверил...
Ваша Людмила Сёмина

 

 



назад к списку новостей