5 февраля 2015 года прошел очередной «четверг» Клуба – вечер памяти писателя Владимира Орлова

09 Февраль 2015

Полугодие со дня его кончины отмечено дебютным показом для Москвы фильма «Аптекарь» по одноименному роману Орлова

МАГИЯ СЛОВА И ЭКРАНА

Своего коллегу и друга по «Комсомолке» вспоминали на вечере Михаил Блатин, Лидия Графова, Константин Щербаков, многие годы работавшие вместе с Орловым; ведущая вечера Людмила Семина, представившая своего старшего товарища и его творчество в традиционном «четверговом» буклете; жена писателя Лидия Орлова, известная журналистка и неустанная помощница Владимира Викторовича в издательских делах; профессор Института истории России РАН Николай Рогожин, кинопродюсер Владимир Репин и кинорежиссер Александр Баршак. Последние представили свой фильм «Аптекарь», снятый в 2009 году по одноименному роману Орлова, действие которого происходило в столичном микрорайоне Останкино в 1984 году, но провидчески описавшему наши 90-е и даже 2000-е, и даже более позднее – фантастически несбыточное, как казалось обитателям пивной на улице Королева, - время, в котором – вот хохма! – президентом Америки может стать чернокожий… Фильм неожиданный, в чем-то ошеломительный, недаром получивший приз Омского кинофестиваля за лучший сценарий и награду на кинофоруме в Нью-Йорке. Но вот уже пять лет не имеющий проката: он оказался неформатным, как ныне говорят, как для телевидения (основная версия фильма – 8 телевизионных серий), так и для киноэкрана, сориентированного ныне на блокбастеры. «Аптекарь» же – прежде всего, как все у Орлова, - притча, причем в формате, как сам называл свой стиль, - магического реализма. А такой жанр требует от зрителя определенных усилий.

Приводим здесь фото «четвергового» буклета и тексты, из которых он создан: надеемся, они будут интересны всем и войдут в интернет-архив Владимира Орлова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ОРЛОВ Владимир Викторович

Родился 31 августа 1936 года в семье известного московского журналиста, зам. главного «Вечерней Москвы». С отрочества вошел в театральную и киносреду, помогал в постановке спектаклей, писал пьесы, сценарии. В 1954 году поступил на факультет журналистики МГУ им.М.В.Ломоносова, в составе студенческого отряда выезжал на целину, в 1958 году проходил практику в газете “Красноярский рабочий”, где собирал материал для своей первой книги очерков “Дорога длиною в семь сантиметров” (1960). Затем десять лет (1959-1969) работал корреспондентом “Комсомольской правды”, писал очерки с ударных сибирских строек – железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет, Саяно-Шушеннской ГЭС, которые легли в основу его первого романа “Соленый арбуз” (журнал “Юность”, 1965), сценария кинофильма “Таежный десант” (Мосфильм, 1965). С 1965 года является членом Союза писателей СССР. После выхода второго романа «После дождика в четверг» (1968) оставил журналистику и перешел на профессиональную литературную работу. Третий роман «Происшествие в Никольском» (1972) дважды был отвергнут цензурой, прежде, чем его удалось опубликовать (1975).

Большой интерес, особенно у кинорежиссеров, вызвал первый «демонический» рассказ писателя «Что-то зазвенело» (1971), с которого начинается новый – фантасмагорийный - этап его творчества. Рассказ привлек внимание журнала «Новый мир», где в 1980 году был опубликован роман "Альтист Данилов", принесший автору широкую известность. Роман был переведен на основные языки  мира, по его мотивам композитором А.Чайковским была написана и поставлена на сцене Московской филармонии, а позднее и на сцене Московского камерного театра им. Б.Покровского одноименная опера, готовится к постановке художественный фильм. Роман стал первой частью трилогии "Останкинские истории", в которую также вошли "Аптекарь" (1988) и "Шеврикука, или Любовь к привидению" (1990). В последующие годы вышли еще четыре романа: «Бубновый валет» (2000), «Камергерский переулок» (2008), «Лягушки» (2011), «Земля имеет форму чемодана» (2013), несколько повестей, пьес-сказок, эссе, критических статей. По роману «Аптекарь» снят одноименный 8-серийный телевизионный фильм (2009).

С 1997 года – профессор кафедры литературного мастерства Литературного института им.Горького, вел семинар прозы, выпустил несколько курсов.

Награжден орденом "Знак Почета". Лауреат премии г. Москвы в области литературы и искусства, литературной премии имени Валентина Катаева.

Скончался 5 августа 2014 года, похоронен на Троекуровском кладбище.

На снимке: корреспондент «Комсомольской правды», автор молодежного романа «Соленый арбуз (журнал «Юность», 1965) и сценария фильма по нему «Таежный десант» (Мосфильм, 1965) Владимир Орлов, увлеченный в этот период творчеством Гофмана и особенно его «Щелкунчиком»

ЧТО-ТО ЗАЗВЕНЕЛО…

Автобиографические фрагменты из сборника «Усы»

Молодым газетчиком, я имел романтическую иллюзию, что мы помогаем обществу исправлять его недостатки. Верят ли хоть во что-нибудь сегодняшние бойкие «акулы пера?.. Хотя надо сказать, что в последние годы произошло и нечто позитивное – умерла старая журналистика, в том числе так называемая моралистика, которая совершенно справедливо называлась у нас «сопли-вопли». …все же журналистское дело – по возможности точная информация. А мне постоянно что-то вкручивают в мозги. Вот телеучитель с Первого канала. Для меня вторично, говорит он правду или нет, поскольку я вижу его весьма относительный интеллектуальный и культурный уровень, а он еще что-то пытается мне внушить. Журналисты, которым я доверяю? Такие еще сохранились. Юрий Рост, например, Василий Песков, Ярослав Голованов. Эти люди никогда не лгали в своих сочинениях. Всегда ждал статей Селюнина, Шмелева, Черниченко, то есть честную социальную и политическую публицистику. Она мне и сейчас нужна. (с.с. 297-298)

Меня всегда увлекала архитектура. В «Комсомолке» занимался охраной памятников. Почти непроходимая в то время тема. Но все-таки удавалось всовывать какие-то заметки. Особенно тяжко было при Хрущеве. Рушили все без разбора… На одном пленуме по сельскому хозяйству Никита с возмущением говорил, что транжирят народные деньги на реставрацию каких-то церквей, замков. И началась компания в поддержку установки партии. Мне в приказном порядке велено было подготовить к печати подоспевшее письмо механизаторов о том, что надо срочно сносить Пафнутьево-Боровский монастырь: в нем находится их училище, и им трудно заезжать в узкие ворота. Слава Богу, я наткнулся в Энциклопедии на упоминание о монастыре. Позже нашел документ, как Дионисий расписывал Храм, сколько чего ему выдавали в день, сколько яиц для раствора… Я, естественно, не стал поддерживать механизаторов. Потом мне говорили: карьерный шанс не использовал! И еще от одного шанса отказался, когда меня позвали воспеть проект Нового Арбата… Я написал большую статью об уничтожении памятников, о том, что необходимо возродить колокольные звоны. Когда заканчивалось строительство гостиницы «Россия», пришлось вступаться за сохранение Английского посольского двора и ансамбля Знаменского монастыря – пандусу они мешали. Литературы о старой Москве в то время почти не было, а я составил список памятников – много лет его пополнял – и обходил их. Интересно было открыть в обыкновенных домах следы ХУП века – белокаменные основания, наличники. Это как азартная охота… (с.с.360-361)

В шестьдесят девятом я ушел из газеты, прожив в ней десять лет. Пришлось писать заявление, привычное для той поры: «Прошу освободить меня от занимаемой должности в связи с переходом на творческую работу». Смешно. А в газете, стало быть, - не творческая работа? «Комсомольская правда» была тогда порядочной газетой, старалась быть честной и бескорыстной. Уход из газеты в свободные художники именовался – «на вольные хлеба». …смутно-туманная цель у меня, естественно, была. Освободиться от оков и приемов журналистики и научиться владеть инструментом профессии – русским словом – и писать, рассказывая о людях и о себе так, чтобы не было стыдно перед мастерами отечественной словесности и, понятно, словесности мировой. (с.с.49-51)

Ходил за грибами, и вдруг в меня вцепилась фраза, будто оса ужалила: «Домовой Иван Афанасьевич ждал субботы».Причем жало осы не оказалось болезненным. … Неожиданно для себя я начал писать рассказ «Что-то зазвенело» - о любви домового к реальной земной женщине. Очень дорогой для меня рассказ. Интересно было. Интересно! Забавно. Оживали вдруг на клеточках школьной тетради существа, будто бы из меня произошедшие, но состоящие в родстве, не знаю уж какими пуповинами вызванном, и со Щелкунчиком, и с советником Дроссельмейстером, с Солохой и ее сыном Вакулой. А, главное, они словно бы существовали рядом со мной, за стеной, или в стенах, и уж, точно, в доме с башенкой на Аргуновской.  …в муках и радостях приходил (так мне казалось) к собственной интонации, к свободе ее, просиживая над рукописью.., и кое-как пользоваться своим инструментом – словом – научился. (с.с. 62-63)

Писатель и журналист – слишком разные профессии. …я совершенно не умею формулировать, классифицировать… К тому же следование документу, факту убивает фантазию, а с нас в газете требовали не сто, а сто пятнадцать процентов точности. Вот и пришлось выбирать – либо ты газетчик, либо… Правда, писателем себя не называю, для меня это очень такое высокое понятие. Я себя считаю сочинителем. (с.290)

…от режиссера Валерия Ускова, ставившего вместе с В.Краснопольским фильм «Таежный десант» по первому моему роману «Соленый арбуз», узнал, что …один сановник из наиважнейших на важной даче посмотрел «Таежный десант», возмутился, и фильм, совершенно благонамеренно-романтический, собравший уже двадцать восемь миллионов зрителей, на долгие годы водворили на полку. (с.68)

В свое время у меня был контракт по «Альтисту Данилову» с Голливудом. В 1987 году. На три года. В главной роли собирались снимать Роя Шнейдера. А демоном Кармадоном должен был стать Николсон. Но провалила контракт наша сторона. Тогда еще шла холодная война… (с.311)

…вот снят восьмисерийный фильм по «Аптекарю». Я не принимал участия в создании сценария и, естественно, волновался: что-то получится? Но картина не только не раздражила, как нередко бывает в подобных случаях, но и порадовала. Это хорошая работа режиссера  Александра Баршака, актера Сергея Пускепалиса – он в главной роли, и других замечательных актеров – Михаила Ефремова, Сергея Никоненко, Юлии Рутберг… Но почему-то заказчики не спешат выпустить фильм на телеэкран. (с.378)

… в Питере, на «Ленфильме» взяли и закрыли производство четырехсерийного телефильма «После дождика в четверг» (с.67)

Отвергнутая Берегиня

Владимир Орлов: Первый раз мне эта идея пришла в голову в 68-м году. Я, помню. Отправился на Рижский базар, а там рядом пивной ларек стоял, и там трое: один интеллигент, один гегемон и еще кто-то. Они на троих, значит, бутылку водки купили, и мне показалось, а вдруг сейчас выйдет из нее джин, и сразу трое будут его хозяевами. Но они совершенно разные люди, то есть каждый будет тянуть одеяло на себя. Ну, я записалэто все. Потом из этого «Аптекарь» появился. Я вообще хотел написать про такой пласт молодежных лидеров тех времен, которые потом стали кто политологами, кто миллионерами. А они ходили в одну пивную.    90-е годы – это такая золотая рыбка, которая внезапно оказалась в руках людей, совершенно к этому неготовых, которые из ничего вышли, из серости.

Режиссер Александр Баршак: Восьмисерийный фильм «Аптекарь» снят киностудией «Аргус Интернейшнл» по мотивам одноименного романа Владимира Орлова. Адаптировать для кинематографа это произведение, созданное в жанре магического реализма - с его виртуозно придуманным миром, было одновременно и невероятно сложно, и заманчиво интересно.

История начинается в Москве, еще точнее, в Останкине, в пивной-автомате на улице Королева (существовал в действительности) весной 1984 года. По меркам большой истории совсем недавнее прошлое, но уже так основательно подзабытое. Бытовые реалии уже даже не прошлого века, а и тысячелетия. Ценные шапки из каракуля, дефицитные сардельки и «Волги», самая уважаемая во всех слоях общества профессия -  мясник. И конечно, пиво жигулевское, неповторимое и, как правило, единственное.  

Пятеро приятелей, на первый взгляд прочно вписанных в этот самый советский быт, сбрасываются на бутылку - понятно чего. А из нее вдруг является прекрасная женщина и объявляет себя их берегиней и даже рабой, обязанной исполнять любые их желания. Все привычное течение жизни коллективных хозяев бутылки летит кувырком. Тотальное выполнение желаний, как сокровенных, так и совершенно случайных, ведет к непредсказуемым, чаще тяжелым последствиям. Напряжение нарастает.

Разные по темпераменту, возрасту и по роду занятий пайщики почти единодушны – безобразия надо прекратить, а от берегини – избавиться. Их доли выкупает местный останкинский авантюрист, бурный пассионарий Птичьего рынка. Ему давно тесно в собственной шкуре, он грезит о великом. И только главный герой – Аптекарь – не соглашается продать Берегиню. Он один пытается ее защитить. Он уже любит ее, хотя и боится признаться в этом даже себе самому.

Телевизионный восьмисерийный телефильм «Аптекарь» по роману Владимира Орлова снят по заказу Правительства Москвы. Существует сокращенный вариант для показа в кинотеатрах. Полнометражная версия имеет награду Омского кинофестиваля за лучший сценарий. Прокатная судьба фильма пока не решена.

Режиссер Александр Баршак

Сценарий Александр Баршак, Галина Казанкина, Кирилл Олюшкин

Продюсеры Павел Андреев, Владимир Репин, Ксения Соколова

Оператор Святослав Булаковский

Роли исполнили - Сергей Пускепалис, Светлана Ходченкова, Михаил Ефремов, Сергей Никоненко, Даниил Спиваковский, Тимофей Трибунцев, Денис Курочка, Владимир Сычев, Юлия Рутберг, Александр Леньков

На снимках: И тут не обошлось без магии, Режиссер Александр Баршак (в центре) увидел в роли Аптекаря актера Сергея Пускепалиса (слева), удивительно похожего на создателя образа Владимира Орлова (справа). Фильм лег на полку, а вот актер вышел на большой экран мирового класса, как когда-то, в одночасье, приобрел мировую известность после «Альтиста Данилова» до того годами непечатаемый Владимир Орлов.

ПАМЯТКА НА БУДУЩЕЕ

Романы

  • Солёный арбуз (1965)
  • После дождика в четверг (1968)
  • Происшествие в Никольском (1972)
  • Альтист Данилов (1980)
  • Аптекарь (1988)
  • Шеврикука, или Любовь к привидению (1997)
  • Бубновый валет (2000)
  • Камергерский переулок (2008)
  • Лягушки (2011)
  • Земля имеет форму чемодана (2013)

Повести и рассказы

  • Что-то зазвенело (1971)
  • Трусаки (1972)
  • Субботники (1989)
  • Лучшие довоенные усы (2011)
  • Истощение времени, Или сведения об участии кота Тимофея в государственном перевороте (2014)

Киносценарии

  • Таёжный десант (1965)

Эссе и статьи

  • И наступило — «после войны»… (1985)
  • Романтика латиноамериканской прозы (1987)
  • Распятие и воскресение Татьяны Назаренко (1989)
  • Далеко ли поплыли каравеллы (1990)
  • Таинственный мир Натальи Нестеровой (1990)
  • Лоскуты необязательных пояснений, Или Хрюшка улыбается (1999)
  • О себе (предисловие к первому тому собрания сочинений) (2001)
  • Слова в паузах (2005)

Интервью, критика, презентации

  • Предисловие к публикации романа «Альтист Данилов» в журнале «Новый мир», авт. Родион Щедрин (1980)
  • Фантазии Орлова на фоне пивной, авт.Владимир Добкин (1996)
  • Где в столице выпить пива?, авт. Леонид Репин (1998)
  • Застывший мёд времени Ч, авт. Юрий Беликов (2000)
  • Кто он, «бубновый валет»?, авт. Лина Тархова (2000)
  • Увидеть Париж и… влюбиться в Москву, авт. Светлана Телятникова (2004)
  • Останкино – место грозовое, авт. Елена Алексеева (2006)
  • Магический реализм, авт. Ириай Карпинос (2007)
  • Потерянных поколений нет и быть не может, авт. Кирилл Решетников (2008)
  • Презентация классика в рюмочной, авт. Юрий Рост (2008)
  • Феномен прозы Владимира Орлова, авт. Лев Скворцов (2009)
  • Я только сочинитель, авт. Ольга Андреева (2009)
  • Путешествие в «Камергерский переулок», ответы Владимира Орлова на вопросы читателей (2009)
  • Сам по себе, авт. Юрий Беликов (2010)
  • Сочиняю,как умею.., авт. Тамара Александрова (2012)

Произведения по мотивам книг Владимира Орлова

  • Кинофильм «Таежный десант», реж. Валерий Усков и Владимир Краснопольский (1968й
  • Циклы картин художников Натальи Нестеровой, Татьяны Назаренко, Александра Ситникова, Анны Бирштейн и др. (с 1980 года)
  • Телевизионный фильм (8 серий) по роману «Аптекарь» прод. Владимир Репин, реж. Александр Баршак (2009)
  • Опера «Альтист Данилов», комп. Александр Чайковский (2012)
  • Спектакль «Альтист Данилов» в Музыкальном камерном театре им. Бориса Покровского ( 2012)
  • Радиопостановка «Альтист Данилов» на радиостанции «Вести ФМ», комп. Шандор Петефи (2012)
  • Кинофильм «Аптекарь», реж. Александр Баршак (9013)

 

 

 

 



назад к списку новостей