13 ноября 2014 года в Домжуре состоялся авторский вечер известного публициста, театрального и кинокритика, общественного деятеля, члена Клуба журналистов всех поколений «Комсомольской правды» Константина Щербакова

16 Ноябрь 2014

На вечере была презентована его новая книга «Время мое и чужое», выпущенная издательским домом «ПоРог».

Для тех, кто помнит пору шестидесятничества, представлять Константина Щербакова не нужно: его имя как глашатая прогрессивных умонастроений того времени уже неотделимо от собственных биографий. Рецензии обозревателя «Комсомолки» Щербакова, рассказывающего о том, что он увидел в новом спектакле «Современника» или новом фильме Марлена Хуциева, как их понял, как прочел замысел авторов, что почувствовал в движении актерской игры, какой новой формации героя разглядел в индивидуальностях исполнителей – все это становилось таким же событием культурной и – что немаловажно для тех времен – политической жизни общества, как сами объекты рассмотрения. Режиссеры пробивались сквозь рогатки идеологических препон, цензуры, догм на сцену и экран, нередко уродуя свои произведения, а критик Щербаков нес их оценку и взгляд дальше, через печатную страницу самой многотиражной и популярной газеты, которую читали в каждой советской семье, - далее, в сознание и интеллектуальное накопление всего населения страны. При этом он трактовал увиденное менее всего как эстет; главным была гражданская позиция, позиция внутреннего несгибаемого сопротивления системе, режиму, уничтожавшим индивидуальность, личность, талант, отвагу. Преодоление тоталитаризма, уравниловки, заурядности, шаблонизации, обличение косности и чиновничьего самодурства, восхищение героизмом тех, кто мог, был готов, умел преодолеть невозможное во имя высокой цели, выстраивание в своих текстах безупречной нравственной шкалы, формулирование гуманистических идеалов, открытость забрала в диалоге с читателем – все это, прочтенное и сегодня в книге Щербакова с его лучшими текстами от 50-х годов до нашего времени, кажется необычайно злободневным и необходимым.

Для тех, кто времени того не помнит, не знает уже, книга будет замечательным историческим свидетельством. Полвека отечественной культуры ее великой, как оценивает сам автор, эпохи предстают со страниц не только как хроника событий, биографии театров, драматургов и сценаристов, режиссеров, актеров, но и как процесс, в котором Щербаков был отнюдь не только зрителем и современником, но нередко и активным участником. Стоит вспомнить, как его «увольняли» из членов редколлегии «Комсомольской правды» за публикацию антицензурной статьи Лена Карпинского и Федора Бурлацкого: понятно, что за такой публикацией стоял не только редактор отдела, но и вся газета и ее коллективный и персональный руководящий состав, но удар на себя принимал один – и Щербаков был готов взять его на себя. А раздел Таганки? Бывший тогда заместителем министра культуры, Щербаков и оргмерами, и страстным словом публициста в открытом письме коллективу театра пытался удержать рассорившихся в той духовной ауре, которая и подняла когда-то театр на острие общественного обожания.

И, конечно, книга «Время мое и чужое» - эталон той качественной журналистики, которая вполне справлялась с миссией законодателя дум и мнений – в их высоком значении. Щербаков так открыто, честно, без всяких «фиг в кармане», без двусмысленностей и сомнительных каламбуров, так интеллигентно и глубоко порядочно представляет свою позицию, которую на вечере его коллега по «Комсомолке» Виктория Сагалова назвала «природно демократичной», то есть отвечающей внутренним импульсам и духовным поискам большинства читателей, что можно только удивляться искусству его виртуозного письма. Всё сказать, всё назвать, всё выразить, защитить, утвердить, не потеряв ни грана собственного достоинства, не ущемив ни своей, ни чужой чести, не спрятавшись за полунамеками и полуфразами – это во все времена огромное мастерство. Нынче такого масштаба мастеров – по пальцам перечесть; впрочем, и в прежние времена они были штучным товаром.

К авторскому вечеру мы, как обычно, подготовили небольшой буклет-визитку, его можно прочесть ниже: даже по отдельным крошечным фрагментам из лучших публикаций виден класс жкрналиста Щербакова.

Сам вечер прошел в вопросах-ответах, в дискуссии о причинах снижения отечественной культуры, в том числе – театра и кино. В ней приняли участие и члены нашего Клуба, работавшие с Константином на шестом этаже, и его сокурсники по факультету журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, среди которых – ведущий Исторического клуба на страницах журнала «Журналист» Станислав Сергеев, и известный литературовед, профессор Николай Анастасьев, и генеральный директор ИД «ПоРог» Ирина Толмачева. Зачитали приветствие из Стокгольма главного редактора «Комсомолки» 60-х годов Бориса Панкина, который увидел в новой книге памятник и гражданскому подвигу неукротимой родной газеты. Общая признательность участников – Союзу журналистов России, устроившему в Домжуре этот замечательный вечер.

Людмила Семина, руководитель Клуба журналистов всех поколений «Комсомольской правды»

ОТЗЫВЫ В ПРЕССЕ

Литератрурная газета, № 41, 22 октября 2014 года

Поюровский Борис

СВИДЕТЕЛЬСТВА СОУЧАСТНИКА

Константин Щербаков в предисловии к только что вышедшей в свет своей книге называет себя «современником» событий культурной жизни второй половины ХХ века. Однако мне кажется, такое определение не совсем точно характеризует автора. Потому что «современник» может быть и пассивным наблюдателем происходящих вокруг событий. Но Щербаков, не обладая, казалось бы, особым темпераментом, принимал самое деятельное участие в нашей жизни, отстаивая собственные позиции, исходя исключительно из интересов дела, а не стаи, готовой в любую минуту растерзать жертву, или, напротив, сочинить оду в адрес того, кто заслуживает разве что фельетона. Вот мы получили сейчас не просто воспоминания «современника», но свидетельства активного «соучастника» строительства отечественной культуры, что, согласитесь, далеко не одно и то же.

Я знаю Костю с конца 50-х – начала 60-х годов, когда он появился в качестве заведующего отделом литературы и искусства в газете «Московский комсомолец». Позже он займёт такой же пост в «Комсомольской правде», причём дважды, ибо после публикации статьи был строго наказан и отстранён от должности. Несколько лет достойно представлял интересы ВААПа в Польше. Затем последовательно возглавлял отдел в журнале «Дружба народов», был назначен главным редактором журнала «Искусство кино», первым заместителем министра культуры РСФСР, наконец, будет избран на один из руководящих постов в Международной конфедерации Союзов кинематографистов.

Однако само перечисление столь высоких должностей ни о чём ещё не говорит. Давно известно: не место красит человека, а человек – место! Так вот, свидетельствую: Константин Александрович Щербаков – наглядное подтверждение справедливости этих слов. За полувековую активную творческую и административную деятельность Константин Александрович ни разу не совершал поступка, которого ему нужно было бы стыдиться прежде, а тем более теперь! Ни разу! Да, он, как всякий критик, бывает субъективен в оценке произведений литературы и искусства. Но его субъективность не имеет никакого отношения к соображениям конъюнктурным. Просто он так считает и этим руководствуется, воздавая должное или, напротив, вступая в непримиримую полемику, обязательно соблюдая такт, как говорится, не переходя на личности. В любой публикации автор поверяет свои соображения реалиями жизни. Радуется, когда они совпадают. Печалится, когда этого не происходит. Такой способ существования в критике ничего, кроме глубокого уважения к автору, уверен, вызвать не может.

У Щербакова сохраняются добрые личные отношения на протяжении многих десятилетий с выдающимися деятелями нашей культуры. Однако он не забывает и о людях менее известных, но весьма достойных, с которыми ему посчастливилось когда-то повстречаться. Живые и мёртвые друзья – к ним остаётся неизменным отношение у автора: что было, то было…

Книга состоит из двух частей. В первой помещены статьи разных лет, опубликованные в своё время, вскоре после выхода премьеры. Во второй, озаглавленной «Житьё-бытьё, или «Фенечки», мы находим небольшие зарисовки, иногда всего в один-два абзаца, сдобренные юмором, а иногда и иронией. Что-то похожее на наброски к будущим мемуарам, в которых автор меньше всего напоминает чеховскую актрису Аркадину, постоянно рассказывающую о своих успехах в Харькове. А что-то пронизано тревогой и болью, искренним беспокойством по поводу нынешнего и особенно будущего состояния не только искусства, но и культуры, и жизни общества в целом. В свои союзники Щербаков призывает художников, составивших эпоху в истории нашей страны, от Олега Ефремова, Георгия Товстоногова, Бориса Бабочкина, Петра Фоменко, Виктора Розова до Александра Володина, Виктора Астафьева, Андрея Гончарова, Кирилла Лаврова, Анатолия Эфроса, пытаясь с их помощью отстоять ценности, которые не подлежат пересмотру и которые, по мнению автора, должны помочь и нам, и будущим поколениям оставаться людьми при всех обстоятельствах.

 

 

 

 



назад к списку новостей