«Круглый стол» проводил Комитет СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике, председатель которого сенатор от Москвы Зинаида Драгункина вела заседание. Инициатором состоявшегося разговора выступил Оргкомитет проекта «50 Плюс», которым руководит Мария Салуцкая. Участникам «круглого стола» была также представлена новая газета «50 Плюс» (заявившая себя консервативной и государственнической), два первых номера которой презентовал ее главный редактор Анатолий Салуцкий.
В работе «круглого стола» приняли участие заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Людмила Бокова, заместитель председателя Комитата СФ по социальной политике Игорь Чернышев, члены Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Сергей Рыбаков, Валерий Сударенков, Александр Тотоонов, Сергей Щеблыгин, член Комитета СФ по социальной политике Людмила Кононова, начальник отдела Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Светлана Дзюбинская, заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Нина Фетисова.
Среди участников заседания были также представители московского Правительства и Мосгордумы, руководители различных СМИ (в т.ч. Интерфакса, ТВ «Комсомольская правда», ТВ Совета Федерации, телеканала «Доверие», еженедельника «Аргументы недели», журналов «Журналист», «Здоровье» и др.), а также социологи, психологи, экономисты, геронтологи. Клуб журналистов КП представляла его руководитель Людмила Семина.
Открывая мероприятие, Зинаида Драгункина отметила, что реализация государственной семейной политики невозможна без уважительного отношения к людям зрелого возраста, их опыту и знаниям, стабильных отношений между представителями старших и младших поколений семьи. «Важную роль играет и развитие форм межпоколенческой поддержки, программ для людей зрелого возраста». Она подчеркнула социальную значимость обсуждаемого проекта «50 Плюс», его всестороннюю поддержку Правительством Москвы, Московской городской Думой, институтами гражданского общества, заверила, что Комитет СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике готов и в дальнейшем содействовать реализации этого проекта. Говоря о социальной изолированности как базовой возрастной проблеме, сенатор особо выделила необходимость обеспечения информационной грамотности людей старшего поколения: «Она становится одним их главных факторов проявления активной жизненной позиции человека старшего поколения, его включенности в современные социокультурные процессы, благоприятного социального самочувствия». Сегодня почти в 50 регионах разработаны и успешно действуют региональные программы, направленные на обучение лиц старшего возраста навыкам работы с информационными и Интернет-технологиями. Тем не менее, порядка 53% граждан нашей страны предпочитают версиям в Интернете бумажные газеты и журналы., отказываться от которых преждевременно, тем более, что, к сожалению, не все отдаленные регионы имеют доступ в Интернет, а кое-где исчезает даже радио. «Модернизация общества состоит в том, чтобы страна становилась все более благоустроенной для граждан всех возрастов - от рождения до глубоких лет. Сегодня необходим «перелом» в нашем общественном сознании, чтобы люди зрелых лет не трактовались как «демографическая нагрузка», а были активной частью общества, так как именно они являются подлинными хранителями накопленного поколениями опыта», - подчеркнула председательствующая.
Заместитель председателя Комитата СФ по социальной политике Игорь Чернышев в своем выступлении выделил ту мысль, что отсутствие сбалансированной информационной политики, ведущей к вовлечению людей старшего возраста в активную жизнь, способствующей их социальной адаптации, является одной из самых актуальных для современного российского общества. По его мнению сегодня СМИ становятся основным связующим звеном между обществом и человеком, особенно пожилым, чье информационное пространство сужается в силу объективных причин. Задача информационной политики, которая должна формироваться совместно средствами массовой информации и органами государственной власти, как раз и состоит в том, чтобы наладить конструктивный диалог, построить эффективный канал взаимопомощи между представителями всех поколений.
Председатель Оргкомитета проекта «50 Плюс» Мария Салуцкая отметила, что многие развитые государства законодательно стимулируют бизнес бережнее относиться к пожилым работникам, реализуют масштабные социальные программы в области строительства, медицины, образования, цель которых обеспечить равные права старшего поколения с гражданами других возрастов. По ее словам, с наступлением эпохи «нулевых» Европа и Америка отказались от публичного употребления слов «пенсионер», «пожилой», «престарелый», как неполиткорректных. В нашей стране это понятие все чаще обозначается словами «серебряный возраст», и оно постепенно входит в современный обиход.
Разговор на «круглом столе», впрочем, проходил отнюдь не чинно: дискутировали и по поводу уместности названия самого проекта и газеты, и по многим аспектам оптимального режима жизнедеятельности людей зрелого возраста. Очень актуально прозвучал призыв акцентировать проект на развитие т.н. «серебряной экономики», поддержать малый и средний бизнес, индивидуальное предпринимательство, обеспечить правильное налоговое законодательство, доступное юридическое обеспечение, чтобы активные и трудоспособные пенсионеры могли за счет собственных проектов обеспечивать себе необходимый уровень благосостояния, одновременно решая многие проблемы социального порядка.
Журналисты и издатели выражали опасение за подписную перспективу, за сокращение возможности обеспечивать информационным продуктом отдаленные и малые населенные пункты.
По итогам «круглого стола» подготовлены рекомендации министерствам и ведомствам, средствам массовой информации. В них учтены и пожелания от Клуба: осуществить «перезагрузку» информационной политики с негативного на позитивный характер содержания; сформировать «серебряный» сектор СМИ, в т.ч. – круглосуточный телевизионный канал, как доступную медийную площадку для старшего поколения, для выражения его интересов, мнений, самореализации и заработка.
«Круглый стол» в Совете Федерации показал, что хотя в общественном сознании все еще существует путаница понятий, интонаций, задач и отношения, когда речь заходит о проблемах поколения зрелых людей, тем не менее, сама проблема становится все более актуальной, к ней возникает все больший и все более конструктивный интерес, проявляется понимание, что пришла пора интегрировать отдельные опыты в систему и что СМИ в этом процессе становятся весьма важным участником, которому тоже необходимо концептуально определиться – как, с какой целью и для какого результата он будет работать с аудиторией старшего возраста.
(В отчете использованы материалы с сайта СФ ФС РФ)