Поздравления юбиляров 2013 года

15 декабря 2013 года исполнилось 65 лет журналисту и художнику Александру Соколову

ХУДОЖНИК СВОЕЙ СУДЬБЫ

В последние годы Александр стал живописцем, а ныне еще и иконописцем.  Правильно говорят, что если уж талантлив по-настоящему, то во всем.

К сожалению (или к счастью! - кто знает) Саша Соколов не умеет самопиариться. Он всегда молод, красив, интеллигентен и поэтому не производит впечатления затурканного трудностями человека. Но за плечами, между прочим, большая и насыщенная жизнь, начиная от работы с 12 лет в столярных мастерских шахтерского городка Осинники в Кузбассе, затем, после школы, три года на шахте – вплоть до зачисления в 1969 году внештатника городской газеты ее полноправным литсотрудником. Саша строил свою судьбу сам: из семьи с четырьмя детьми и без отца пробивался вверх по социальной лестнице шаг за шагом – заочно закончил Новокузнецкий пединститут, вошел по комсомольской линии в бюро горкома комсомола, создал с друзьями молодежное объединение «Перспектива», которое стало известным всей стране после критической публикации А.Соколова о проблемах молодежного творчества и объединения в «Комсомольской правде».

А потом, завершив учебу в Высшей комсомольской школе и защитив диплом по своим уже публикациям  в «Комсомолке», пришел в нее работать. Всю вторую половину семидесятых и начало восьмидесятых был собкором на Северо-западе, затем в Ростовской области, где не только писал, но и вел большую организаторскую работу – в составе выездных редакций КП строил «Атоммаш», под руководством незабываемого редактора отдела сельской молодежи Владимира Ильича Онищенко внедрял безнарядную систему в сельское хозяйство. Он стал лауреатом литературной премии Комсомола Дона, выпустил свою первую книжку «До свидания в ХХ1 веке». По его сценариям были сняты документальные фильмы для ЦТ.

С 1982 года Александр работает в АПН, заведует его Северокавказским отделением. В 1990 году приходит редактором отдела экономики и новых методов хозяйствования в «Рабочую трибуну», где создает первый в редакции коммерческий уже проект «Биржа идей» и параллельно собственный издательский дом «АЛИС», выпускает миниатюрные книжки авторов Серебряного века. Надо сказать, что девяностые годы совпали с пиком профессиональной активности Александра: он запускает первый иллюстрированный журнал нового формата «Обозреватель»,  возглавляет издательский комплекс зарубежной фирмы «Пост-шоп», по приглашению Артема Боровика участвует в редбрендинге еженедельника «Версия», создает и возглавляет там дирекцию региональных изданий, запускает один из самых долгосрочных проектов холдинга «Лица года», а в 2007 году уезжает собкором «Версии» на Балканы.

Неожиданно для себя и всех нас, его коллег и друзей, реализуется там как успешный живописец. Три международных пленэра под эгидой ЮНЭСКО и три международных выставки, на которых он становится лауреатом, тому подтверждение. Репродукции его картин можно посмотреть на нашем сайте в № 3 газеты «6 этаж».

Саша, мы от всей души поздравляем тебя с юбилеем. Продолжай оставаться тем же талантливым, плодовитым и самоуважаемым человеком, которого мы ценим и которым искренне восхищаемся.

Будь здоров!

19 ноября 2013 года исполнилось 80 лет нашему коллеге и писателю Владимиру Савченко (Шлюшенкову)

РЫЦАРЬ ТРЕХ СТИХИЙ

Год назад Владимир Александрович, который, впрочем, для нас – все еще Володя, собрался с мыслями и надиктовал за месяц дочери Ксении книгу воспоминаний. Издал за свой счет. Она разошлась, потому что Володя решил сам ее и реализовать, работал на стенде Клуба на книжных ярмарках и объяснял любопытствующим: «Мемуары журналиста». А теперь вот переиздал, указав на титуле, что его книга стала лауреатом премии Союза журналистов России. Кстати, постигнув законы книжного рынка, изменил название на новое: «Донос на самого себя».

И в этом доносе изложил историю не столько себя, сколько человека своего поколения: подростком участвовавшего в Великой Отечественной в Севастополе и всю жизнь потом исследующего судьбу Черноморского флота; затем студента, вращавшегося в кругах столичной «золотой молодежи, а чуть позже – инженера космической отрасли, внесшего, между прочим, в ее развитие вполне осязаемый конструкторский вклад. Ну, а после – журналистика: в «Комсомольской правде», в отделах экономики и пропаганды, затем 30 лет – обозревателем радиостанции «Маяк». Тут тоже много своих достижений и любопытных моментов, недаром в книге мелькают фамилии премьера Косыгина и вице-премьера Анатолия Чубайса. Третья его стихия – реставрация истории – во всех ее ипостасях: от установления новых фактов до коллекционирования старых артефактов.

Вписавшись в Клуб позже других, Володя и тут стал незаменимым его активистом. Он собрал в одну секцию наших разбросанных членов Союза журналистов, помог переоформить билеты. Сейчас он собирает материалы и экспонаты для музея «Комсомолки». Он, между прочим, не пожалел собственной жены Наташи, поручив ей помогать нам проводить Книжный салон. А дочку Настю вынудил помогать ему в организации коллективных посиделок членов Клуба на своей кухне, его стараниями превращенной в антикварный мебельный салон. Где он, кстати, исполняет нам романсы великолепным оперным голосом, когда-то поставленном ему известным вокалистом.

Да что много говорить… Володя говорит, что начал у нас жизнь заново. И доказывает это, молодея на глазах. Долгих лет тебе, друг! И крепкого здоровья, чтобы осуществить все заново задуманное. Поздравляем!

16 ноября 2013 года отмечает 60-летие поэт, исследователь и литературовед Андрей Чернов. Наши поздравления!

МИРОТВОРЕЦ

Итак, самое начало семидесятых. Школьный отдел, “Алый парус”, Юра Щекочихин, Пашка Гутионтов. И “декабрист” Андрюша Чернов: тонкий, нежнолицый, застенчивый, слегка поэтически заикающийся, автор стихов, которым нет сравнения, как многому в АП. Тогда он был первокурсником Литинститута, бредил декабристами, был потомком кого-то из них. Творец собственного многообразного мира, что казалось удивительным в таком молодом человеке.

И вот этому миротворцу сегодня 60 лет. Его персональный сайт в ЖЖ (см: http://chernov-trezin.narod.ru/Index.htm ) - громаден. На первом месте там – два перевода: “Слова о полку Игореве” и “Гамлета”. С научными комментариями переводчика, то есть Андрея же. Ниже – исследование о декабристах. Статьи о поэтах и поэзии. Исторические исследования “Начало Руси”. И, конечно, стихи, шесть книг – поэмы, избранная лирика. А есть еще электронный журнал «Несториана» (см: http://nestoriana.wordpress.com/). Одним словом, труды, заслуживающие уважения.

Мы поздравляем своего друга и коллегу с юбилеем, желаем продолжения столь успешной деятельности, желаем счастья.

И вспомните, читатели «Комсомолки» начала 70-х, замечательные строки юношеских стихов Андрея, которые так органично вписывались в «Алый парус» и сами определяли интонацию нашего легендарного спецвыпуска для старшеклассников.

***

На бульваре листвы поредела стена.

Дождь летит. Мокнет очередь.

Лужи, как блюдца.

– Что дают?

– Листопад.

– Листопад? А цена?

– Раз нагнуться.

***

Подрастете – вам хватит и зрелищ и горького хлеба.

А пока будьте добрыми, будьте ребята, хорошими.

Не ходите по лужам, ведь в них отражается небо.

Так зачем же по небу, по синему небу галошами?

***

Вот лежит он из-за лишней крошки.

Неудачник. Сорванец. Плебей.

Вор подбитый. Серый воробей.

Перья врозь – он ждет прихода кошки.

Форма воробья как раз такая,

Чтобы глубже лечь в моей горсти,

Клюв – чтобы потом сказать: «Пусти!»

Крылья – чтоб ударить, улетая.

1972 год

13 ноября исполнилось 75 лет Анатолию Салуцкому. Клуб поздравляет юбиляра.

ВСЕГДА ПОЗИТИВНЫЙ ПОЗИЦИОНЕР

Объединила нас с Анатолием Самуиловичем Салуцким – известным писателем, публицистом, общественным деятелем «Комсомольская правда», где он в начале 50-х годов начинал журналистскую карьеру. Выпускал «Армейскую страницу», писал репортажи и очерки из воинских частей, поддерживал связи с Минобороны. Продолжил в «Вечерней Москве» и «Литературной газете», работал в одном отделе (и в одной  комнате) с опальным Алексеем Аджубеем в журнале «Советский Союз», в начале 70-х полностью ушел в литературу, где быстро дорос до руководящих должностей в Союзе писателей России, стал постоянным автором журнала «Наш современник», вошел в плеяду ведущих  публицистов-«деревенщиков».

В годы перестройки имя Салуцкого оказалось в авангарде тех, кто возлагал на нее большие надежды: он выпустил тогда первую в стране книгу о перестройке «На апрельских ветрах» (1986), выступил с громким критическим докладом на пленуме Союза писателей России (1988) о программе сселения т.н. неперспективных деревень, заявив, что она наносит колоссальный вред русской деревне. Разочаровавшись в политике Горбачёва и «прорабов перестройки», начал выступать с резкими статьями в их адрес, заработав в ответ, разумеется, ядовитые оценки либеральных кругов.

Всегда подчеркивал, что является государственником по взглядам и всегда отстаивал их в своих многочисленных книгах. А вот в государственные органы никогда не избирался, правительственных наград не имеет и даже литературных премий не коллекционировал. Зато, занимая всегда определенную и ясно выраженную позицию, нередко привлекался в качестве эксперта: был таковым на процессе Конституционного суда по т.н. «делу КПСС», читал лекции о российских делах в Гарвардском университете и в Институте Кеннана (Вашингтон), является глобальным экспертом «Альянса Цивилизаций» ООН, выступая на международных круглых столах и конференциях, в последние годы стал экспертом делегации РФ на Генассамблеях ООН по «третьей (социальной) корзине».

Вновь нас свел проект "50 ПЛЮС", инициатором которого стала дочь Анатолия Салуцкого - Мария. Цель проекта – создать систему негосударственной поддержки людей зрелого и старшего возраста. Для этого команда проекта проводит ежегодный форум-выставку, фестиваль-премию, еженедельную телепередачу, а теперь начинает выпускать и газету “50 ПЛЮС”, главным редактором которой стал наш юбиляр. Недавно он вступил в наш Клуб как бывший журналист «Комсомолки», а Клуб стал активно поддерживать проект «50 ПЛЮС».

У нас большие совместные планы. Так что жизнь продолжается, дорогой Анатолий! Желаем дальнейших успехов на всех ваших стезях! И здоровья!

Лучшие книги Анатолия Салуцкого

 

 

 

 

 

 

3 ноября 2013 года исполнилось 65 лет Павлу Вощанову

КРЕМЛЕВСКИЙ СЫЩИК

Это звание наш Павел может носить с чувством громадной профессиональной гордости: ведь это именно он заложил в новейшей российской истории невиданный дотоле жанр публицистики – ПРАВДИВОГО рассказа о кремлевских подковерных деяниях. Разоблачители из близкого окружения царствующих особ встречались – тот же князь Курбский, например. Всегда были придворные лакировщики. Но вот так – по-репортерски, глазами очевидца, наделенного официальными полномочиями, но понимающего их по-журналистски, как обязанность честно и открыто информировать общественность, - такого общественного осведомителя Кремль еще не знал. Можно много говорить о демократии и гласности, но воплотить их охотников гораздо меньше. Вощанову удалось совершить этот шаг, за что ему уже уготовано место в истории. Если мы, соклубники-современники, знающие его лично и питающие к нему поэтому разные чувства, недооцениваем его роли в державном масштабе, то потомки – лет через двести - вряд ли вспомнят кого-то из нас, кроме Паши. Давайте признаем это без снобизма. И почитаем, что пишет уже сегодня о нашем товарище Википедия.

ВОЩАНОВ ПАВЕЛ ИГОРЕВИЧ - российский журналист, один из основателей и политический обозреватель «Новой газеты», пресс-секретарь первого российского президента Бориса Ельцина с июля 1991 по февраль 1992 года.

Родился 3 ноября 1948 года в Москве в семье военного, который в 1950—1963 годах служил в ГДР. После отца перевели в Узбекистан, где Вощанов получил высшее экономическое образование. В 1980-е годы работал в руководстве Института экономики и строительства Госстроя СССР, где защитил докторскую диссертацию. С 1988 года — экономический обозреватель «Комсомольской правды».

Во время августовского путча 1991 года именно Вощанов проводил пресс-конференции в стенах Белого дома. В феврале 1992 г. из-за растущих личных разногласий с Ельциным подал в отставку. Занимался расследованием следов исчезновения «золота КПСС».

В 1990-е годы входил в редколлегию газеты «Трибуна», публиковался в еженедельнике «Деловой вторник», возглавлял в 1999 году «Радио-1». В 1995, 1998 и 1999 г.г. баллотировался в депутаты Госдумы. В 2000-е годы печатается преимущественно в «Новой газете», одним из основателей которой в свое время являлся. Автор нескольких политических романов.

Павел, мы поздравляем тебя с юбилеем, желаем сохранять и впредь целеустремленность, бойцовский характер, способности незаурядного аналитика, въедливость, честность и добрую душу. Будь здоров!

В разделе ПУБЛИКАЦИИ можно посмотреть рассказ Павла Вощанова «И тогда я решил уйти из Кремля»

2 ноября 1953 года родился главный редактор газеты «Новый вторник» Леонид Арих

ОДИССЕЙ С УЛИЦЫ ПРАВДЫ

Вот и дожил до оправданных седин наш товарищ и коллега Леонид Арих, встретивший свое 60-летие на даче, на ответственном посту дедушки  внучат. Как известно, это самая большая радость жизни. Тем более для человека греческих корней, какими Леонид  всегда хвалился, оправдывая свои брюнетистость, доброту, сентиментальность и, что уж скрывать, - определенное  одиссеевское хитроумие. Правда, монголы – в пору его пребывания в их стране собкором «Комсомолки» - не раз высказывали предположение, что все вышеперечисленное идет от их, азиатских, корней. Но мы знаем точно: на самом деле Леня Арих – плоть от плоти нашего Шестого этажа, куда пришел юнцом и где вырос в ныне главного редактора и учредителя газеты «Новый вторник», принявшей эстафету от «Делового вторника».

Профессиональную школу Леонид проходил в отделе «Комсомольского прожектора», где водил – в буквальном смысле, сидя рядом с машинистом в кабине локомотива, - ЭШЕЛОН КОМСОМОЛЛЬСКОЙ БЕРЕЖЛИВОСТИ. Смейтесь-не смейтесь, а ведь разъезжали по всей стране, вооруженные калькуляторами, считали на полях – сколько зерен удается сэкономить при раздельной уборке, а у прокатных станов – сколько металла сберегается при той или иной температуре разогрева. Каждый опубликованный блок материалов (был такой фирменный жанр в нашей «Комсомолке») тянул на диссертацию по своей значимости и обоснованности. Так что неудивительно, что Арих стал вполне компетентен в вопросах хозяйствования, что помогает ему и сегодня, когда надо неизвестно откуда добывать средства на издание своей уникальной газеты-вкладки в региональные СМИ.

Особая заслуга Леонида – партнерство с Союзом журналистов России. Поскольку принцип «сапожник без сапог» универсален, то и руководители СЖ долгое время не имели собственной публичной информационной площадки, на которой могли бы без оглядки и бесцензурно высказывать все, что они думают об окружающей среде, не только для коллег по корпорации, но и для широкого читателя. Газета Ариха стала для них именно такой площадкой. И расписались наши друзья – секреатри СЖ. Гутионтов уже две книги выпустил из своих публицистических колонок; Ажгихина ударилась в эссеистику и достигла в ней незаурядных высот, тоже выпустив книгу, недавно презентованную на клубном Книжном салоне. Впрочем, члены Клуба вообще довольно активно сотрудничают с «НВ»: Губарев там – член редколлегии, Володченко и Семина публикуют социально-политические вирши и т.д. Арих умеет, если требуется, делать газету не просто злободневной, но и зубастой.

Он – верный друг, как и положено сентиментальному человеку. Этим летом ездил с бригадой на архангельскую родину Валентина Каркавцева, отметив там 60-летие того. Именно в двух редакционных комнатушках «НВ» принимает он каждый год соратников по Международному клубу собкоров «Комсомольской правды». В его редакции нередко находят приют «для пересидки» и те наши коллеги, которые временно оказываются на перепутье. Большая удача, когда в сообществе есть такой «запасной аэродром» как Леня Арих. При этом он вовсе не младший брат, а вполне солидный, состоятельный и уважаемый журналист с легким пером, лауреат высшей награды СЖ РФ – Почетного знака «Честь. Достоинство. Профессионализм».

Поздравляем, друг! Живи и дальше так же благородно!


9 мая 2013 года исполнилняется 75 лет Константину Александровичу Щербакову

ЧЕСТНОЕ СЛОВО КРИТИКА

  Он был первым заместителем министра культуры России. Был главным редактором «Искусства кино». Представителем ВААП в Польше в период расцвета там «Солидарности». Он и сейчас руководитель Конфедерации союзов кинематографистов. Заслуженный деятель культуры и лауреат заслуженного журналистского знака «Честь. Достоинство, Профессионализм». Крупный человек.
И, тем не менее, он  - наш Костя Щербаков. Наш непререкаемый для Шестого этажа авторитет и камертон в кино-, театро- и литературоведении, мнение которого всегда было безусловным и честным, объективным даже в субъективности, точным даже в метафоричности. Большой и добрый, верный и храбрый, воспитанный и остроумный, виртуозный и простодушный – это все он. Никто, кроме, разве, него самого – и то в ироническом зачастую плане – не вспоминал, что он из т.н. «золотой молодежи», с квартирой в правительственном доме и госдачей в Ново-Огареве. Про его папу из Политбюро мы уже и не знали.
Зато очень хорошо знали своего товарища, искренне уважали его – в том числе за трудолюбие, за талант, за раскованность свободно мыслящего человека, за товарищеский дух. И, конечно, он служил всем последующим поколениям хрестоматийным примером служения профессиональному долгу: ведь все знали историю его карьерного облома – когда за публикацию в 1967 году направленной против цензуры статьи Бурлацкого и Карпинского «На пути к премьере» начинающего члена редколлегии, редактора отдела культуры и искусств «Комсомольской правды» Константина Щербакова ЦК комсомола из членов редколлегии попёр. Костя с тех пор многие годы руководил отделом в статусе обозревателя газеты, потеряв, возможно, какие-то привилегии, но не потеряв чести и убеждений.
Костя, мы от всей души поздравляем тебя с заслуженным юбилеем. Молодей дальше!
1 мая 2013 года исполнилось 85 лет Вадиму Ивановичу Цекову
БЛЮСТИТЕЛЬ И ЗОРКИЙ ГЛАЗ
 
  В истории «Комсомольской правды» ее внештатный корреспондент Вадим Цеков занял культовое место. В 70-е годы, когда он публиковал «нарытый» весьма своеобразными, но вовсе не криминальными методами компромат  на кого-то (став, в некотором роде, патриархом жанра, именуемого ныне «журналистскими расследованиями»), народ выстраивался в очереди за номером газеты, гипотезируя, что Цеков – это псевдоним высшей инстанции в СССР – Це Ка Компартии. А почему? Потому что «рыл» Вадим Иванович хоть и простенько, не чураясь порой и легкой провакативности, но такую жилу общественного интереса, которую вполне можно  обозначить как воспаленный нерв народа. Людям казалось, что мошенников на высоких постах или подпольных миллионеров нетитульной национальности затронуть можно было лишь с разрешения верховной власти. И хоть на редакционных летучках о материалах Цекова говорилось нередко с негодованием из-за их неистребимого великодержавного или - ой-ой! - неэтичного душка, не поддающихся самой тщательной редактуре, то и дело из читательской почты появлялась история, о которой «в белых перчатках» написать было бы невозможно, а помочь автору требовалось. Тут-то снова призывали Вадима Ивановича…
Не каждый готов стать блюстителем той чистоты, добиваясь которой, можно замарать слегка и себя, как говорят сейчас – «понести репутационные издержки». Цеков так любил свою сыщицкую ипостась, так горделиво обозревал окрестности своим зорким глазом, при этом так бесхитростно, искренне, увлеченно, порой даже комично исполнял свои расследования, что ему в конечно счете прощались и некоторые идеологические пристрастия, и некоторые профессиональные сомнительности. Тем более, что ни в доносах, ни в подставах или интригах, ни, главное, в беспощадности или подлости, замечен никогда не был.  Да, что уж там: в сравнении с иными нынешними «расследователями» феномен Цекова выглядит невинной самодеятельностью.
Первого мая этому человеку, члену Союза журналистов с 1977 года, автору пьес, а также хроники непростых отношений России с израильтянами в непростой авторской интерпретации,  исполнилось 85 лет. И силы для беспрерывной борьбы за чистоту всего и везде еще не оставили нашего героя, добровольного Геракла российских конюшен.
Вадим Иванович, примите наши поздравления с юбилеем! Здоровья вам – полной чашей!

28 января 2013 года отмечает юбилей Нина Аллахвердова

От всего сердца поздравляем нашу коллегу по Шестому этажу, известного киносценариста, руководителя киностудии "Патмос", автора художественных и документальных фильмов, поэтессу, хранительницу творческого наследия своего мужа Симона Соловейчика, мать главного редактора газеты "Первое сентября" Артема Соловейчика, драматурга-переводчика Екатерины Соловейчик и младшего сына Матвея, а также - уникального по душевной организации и духовной наполненности человека, каким является наш нынешний юбиляр
 
ЕЕ ХВАТАЕТ НА ВСЕХ
ОТ ИМЕНИ ДРУЗЕЙ НИНУ И НАС ПОЗДРАВЛЯЕТ 
ЛИДИЯ ГРАФОВА: "
ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ, ЗНАЮЩИХ 
НИНУ АЛЛАХВЕРДОВУ, С ЕЕ ЮБИЛЕЕМ!"
Не стоит город без праведника. Наш многонаселенный Клуб КП, конечно, не город, но устойчивость его бытия (скоро 10 лет – не шутка!) во многом определяется, думаю, тем, что нам повезло – у нас есть свой ПРАВЕДНИК. Кто станет возражать, что это она, наша удивительная, драгоценная Нина Аллахвердова (Соловейчик)? У нее сегодня, 28 января, День рожденья и даже юбилей. Странная, конечно, цифра, но тем и прекрасен наш союз, что, когда мы вместе, цифры становятся фикцией, потому что мы возвращаемся в нашу молодость, которую никто у нас не отнимет. Ну разве можно забыть, как  впорхнуло на наш 6-ой этаж это дивное существо с развевающимися локонами, с улыбкой как солнце, трепетное настолько, что казалось: вот-вот может улететь. Настоящий эльф. И ее такие нездешние строки… Всем было понятно, что хранителем этого сокровища может быть только Сима Соловейчик, который сам умеет общаться с высшими сферами. Она была с нами в КП короткий срок. Потом лично до меня долгое время доносились редкие известия о ее кинематографических подвигах и трудной жизни. 
Не помню уже, как она снова возникла в моей жизни, раньше близких отношений у нас не было – она казалась мне недосягаемой. Но теперь не представляю, как бы  я существовала, если бы в тяжкие минуты не всплывал в памяти ее ангельский облик, если бы  не знала, что в любое время суток можно ей позвонить и услышать самые главные и нужные слова. Правда, звоню не так часто, как хотелось бы, и видимся в основном на встречах Клуба. Но Нина относится к той уходящей драгоценной породе людей, о которых ты знаешь, что они всегда рядом. С нею возможно телепатическое общение. 
Мудрая и талантливая безмерно. До сих пор непонятно, как она, не вписавшись ни в какие официальные структуры, столько лет держит свою киностудию, делает уникальные фильмы и при этом с прежней своей легкостью справляется с немалыми жизненными испытаниями. 
Никогда ни одной жалобы. У нее всегда все хорошо. 
И пусть же в  самом деле все будет у тебя  хорошо, наша светлая Нина.
Ты стольких людей обогреваешь  своим вдохновенным творчеством, стольким отчаявшимся даришь надежду. 
Тебя, конечно, любит и бережет Бог.
Через тебя и нам всем перепадает чувство радости бытия (порой даже незаслуженной).
Спасибо, что ты (такая!) у нас есть.
 
23 января 2013 года отмечает юбилей Павел Гутионтов
Одного из самых вервых товарищей нашего братства, острого публициста и деятельного организатора журналистской деятельности в стране поздравляем!
 
ОТ КАПИТАНА ДО СЕКРЕТАРЯ
 
В 70-х он был Пашкой, зато капитаном, рулевым легендарной полосы для старшеклассников "Комсомольской правды" - "Алого паруса". Теперь он Павел Семенович - и всего лишь секретарь, правда Союза журналистов России. А между был в числе ведущих корреспондентов самой буржуазной (в смысле благообеспечения и влиятельности) советской газеты "Известия". И на протяжении всех лет своей профессиональной жизни - талантливое перо, в одинаковой мере блестящее и в публицистике, и в беллетристике, и (возможно, это самое главное) в исторических очерках о лучших журналистах нашего времени. Сегодня ему 60, что выглядит смешным, поскольку Гутионтов как был сорокалетним живчиком, так им и остался. За живостью характера и, как ни странно, человеческой застенчивостью нашего друга как-то вуалируется его огромная организаторская работа с ярко выраженным демократическим уклоном, где демократия - это защита прав журналистов и свободы слова, это поддержка семей погибших при исполнении долга журналистов, это дружба с ветеранами Союза и награждение лучших профессионалов, это встревание в острые конфликты СМИ с властью на местах, это участие в десятках встреч, диспутов, редколлегий, акций протеста и, наоборот, защиты, это составление и издание сборников статей выдающихся журналистов, это, наконец, "ни дня без строчки" где бы то ни было - на сайтах, в "Новом вторнике", в адресах юбилярам, в петициях и воззваниях.  Впрочем, продолжение восхвалений Гутионтова можно прочитать в разделе МНОГИЕ ЛЕТА. А здесь мы завершим традиционным: 
Павел, будь здоров и плодовит, как всегда! Успехов!
 

ВАС ЛЮБЯЩИЙ ПАШКА

 Это моя любимая фотография, где Гутионов такой, какой он есть на самом деле: вас любящий. Во время данной съемки он излучал любовь к Юрке Щекочихину. Один подлысел, другой подседел, но, посмотрите, какие оба не просто молодые, а удивительно юные, будто снова на нашем любимом шестом этаже «Комсомолки», в маленьком кубрике «Алого паруса», где капитан Щекоч бережно пестует своего сменщика Гутю. На стене гитара первого капитана Лешки Ивкина. А курьер Валёк Юмашев, сменивший в будущем Гутионтова в рубке капитана, пока тащит из типографии свежие гранки, мечтая когда-нибудь дорасти до права опубликовать в «Комсомольской правде» и свои опусы.

Да, газета наша была школой не только профессии, но и человеческой любви родственных душ. Мы так и остались Пашками, Лешками, Юрками, Вальками, пронизанными нерушимыми связями совместных юношеских поисков, сражений, побед, открытий, откровений, потрясений, поражений, свершений. Эта любовь держит нас поныне вместе – теперь в Клубе всех поколений родной газеты. И мы имеем счастливую возможность довольно часто видеть любимую добродушную физиономию Гути. Он вообще один из самых добрых людей в этом мире… Стоит почитать хотя бы его предпоследнюю книгу «Марзан почти не виден», где, что ни рассказ, то ласковое и зачастую юморное признание в любви к герою своего воспоминания.

Но… Ошибется тот, кто решит, что доброта делает Гутионтова слабым. Он один из самых зубастых российских журналистов. Стоит почитать его недавнюю толстенную публицистическую книгу «Каждый «Вторник» на том же месте», составленную из публикаций в «Деловом», а теперь и «Новом вторнике». Каждую неделю – очередная оплеуха вялой и коррумпированной власти, глубокий анализ общественных процессов, защита наших прав, нашей демократии, наших традиций, наших людей, сдержанное в слове, но не в мысли обличение негодяев разных мастей.  Он знает, о чем пишет: долгие годы - председатель Комитета Союза журналистов России по защите свободы слова и прав журналистов.  Так что книга – в некотором роде итог его общественной деятельности на этом посту и в статусе секретаря СЖ РФ.

Странное дело – это его секретарство. Внешне Павел, несмотря на искусно выхоленную бороду и солидные очки, все равно не производит впечатления солидного чиновника.  Скорей, свободный художник, кстати, очень похожий на импрессионистов, особенно на Матисса. Да и ведет себя соответствующе: всегда в движении, всегда доступен, если сидит в рабочем кабинете на Зубовском, вечно гоняет в компьютере карточные пасьянсы. Недаром, Всеволод Богданов не устает называть его самым неорганизованным секретарем Союза. При этом, заметьте, второе десятилетие не меняет его на другого как абсолютно незаменимого. Кто понимает труд журналиста, сразу видит: Гутионтов – трудяга, каких поискать, привыкший к труду каторжному, неизмеряемому никаким графиком, пасьянсы – это его вчерашние сигарета и рюмка водки на столе. А голова круглосуточно варит необходимый продукт: тексты, оргрешения, связи и связки дел и лиц. Свидетельствую: не подвел меня, например, ни разу, если сказал «Буду!», значит будет; если согласовал награждение очередного звездного юбиляра в журналистике, значит юбиляр точно и вовремя свою награду получит. Ничего вроде не записывает (прав Богданов), но все у него сходится. Так что его внешняя несолидность и неорганизованность – не более чем «обманка».

Не особо слежу за его секретарскими акциями и достижениями. У каждого – свой проект, куда по привычке, вросшей со времен «Комсомолки», каждый из нас и вкладывает все силы. Но пересечение имеется, и уже по нему видно, что Павла  заботит. Первое, в чем мы заново, после тридцатилетней разлуки, сошлись: почтение к своим учителям и колегам. Собрав Клуб ветеранов, столкнулась с возмутительной заброшенностью наших патриархов, великих и выдающихся профессионалов журналистики, оказавшихся в этом качестве никому не нужными. Пошли их крупные юбилеи: 90 лет первому космическому репортеру Александру Романову, 85 лет знаменитому фельетонисту Илье Шатуновскому и не менее знаменитому шахматному обозревателю Виктору Хенкину, 80 лет Василию Пескову и Инне Руденко, до сих пор работающих в газете; 75 лет главному редактору КП в 60-е годы Борису Панкину, лучшему газетному писателю 60-80-х годов Геннадию Бочарову и главному редактору «Российской газеты» в 90-е годы, спасшему ее от позора вырождения в ведомственный листок, Анатолию Юркову. И таких имен в Клубе оказалось – сотни (не преувеличиваю, сегодня вокруг Клуба – полтысячи ветеранов). Пришла к Гутионтову как ответственному в Союзе за профнаграды. И оказалось, что он и сам о том же страдает: как найти стариков и воздать им по заслугам хотя бы задним числом. Не буду перечислять, но за шесть лет взаимодействия высшие награды СЖ РФ, Почетные грамоты и премии  были присвоены – причем, объективно и придирчиво, в прогоне через соответствующую комиссию и вето председателя – почти двумстам членам Клуба. И не только в связи с достигнутым почтенным возрастом. Благодаря поддержке Павла наши ветераны вынули перо из футляров и вновь начали писать и издавать свои книги, пополнившие Золотую полку журналистики (есть такая номинация в премиях СЖ).

Когда мы собрали в Домжуре близких друзей Щекочихина, чтобы просмотреть личные видеоархивы участников и подумать, как их можно использовать, вел встречу Гутионтов – не столько на правах секретаря (это право он использовал лишь для резервирования Мраморного зала под встречу) и даже не на правах друга или члена Клуба, а прежде всего, на правах теоретика печати, который собирает и издает книги, являющие образцы той самой великой советской журналистики, которую еще никто не превзошел. Наш коллега и тоже любимый товарищ Олег Жадан, наш Юрий Щекочихин предстали своими работами уже как классикой жанра благодаря подвижничеству Павла.

Когда мы начали проводить клубные Юбилейники (чествование юбиляров года), секретарь Союза Гутионтов организовал для нас благотворительный обед в ресторане Домжура «Дрова», с тех пор ставший ежегодным. Юбилейники мы перенесли в другие залы (собирается на них человек по 80), а в «Дровах» стали проводить более локальные встречи – победительниц конкурса на лучшее стихотворение о весне к 8-му марта,  золотых и серебряных семейных пар, однажды собрали вдов ушедших товарищей и тоже зачислили их в Клуб. Это очень важно – иметь свою такую площадку для неформального общения. Спасибо Пашке!

Лично у меня с ним возникла и какая-то мистическая связь. Читая его «Марзан», узнала о судьбе своих давних и близких знакомых по Иркутску, где закончила университет. Леонид Шинкарев был в те годы у нас собкором «Известий», вел спецкурс, выбрал меня и сокурсника в подопечные, давал задания, отчего состоялась моя первая публикация в центральной газете – в виде подписи под коллективным рейдом «Известий» по подготовке овощехранилищ к заготовительному сезону. А вторым оказался Толя Кобенков, поэт, перебравшийся в Иркутск с Дальнего Востока благодаря нашему мимолетному студенческому роману. И если судьба Шинкарева, воистину легенды нашей журналистики, была на виду, то о Кобенкове я практически до появления интернета ничего и не слыхивала, даже вот о кончине узнала из Пашкиной книги. Как выяснилось, и тот и другой стали близкими друзьями Гутионтова, как когда-то стали моими. Думаю, эта общность совсем не случайна. Как и общность наших с ним интересов к жизни своих коллег по шестому этажу. Не буду даже формулировать, и так все ясно…

Любовь к живым людям, любовь деятельная, отзывчивая, искренняя, не корысти ради, а по внутреннему влечению к родной душе – это, как сейчас понимаю, дар. И как всякий дар требует служения, иначе пропадет всуе. А нерастраченная энергия этого дара способна разорвать сердце.

Павел – верный и истовый служитель своего дара. Всегда вас любящий друг. Дай бог ему здоровья, сил и времени продолжать свою «неорганизованную» работу.

Людмила Сёмина 

17 января 2013 года отметила свой 90-летний юбилей Валентина Ивановна Сокова
 

Сердечно поздравляем коллегу, участницу великой отечественной, журналиста "Комсомолки" военных лет и желаем здоровья и покойной долгой жизни

КОРРЕСПОНДЕНТ ОТДЕЛА ФРОНТА

До недавнего времени Валентина Ивановна принимала участие в мероприятиях Клуба, рассказывала о той поре, когда на шестом этаже здания на улице Правды, 24 работало не более полутора десятка сотрудников: остальные были на фронтах, в партизанских тылах, в выездных редакциях на стройках эвакуированных предприятий, в Куйбышеве, где работала "запасная" главная редакция. Еще и сегодня живы они - трое из той москоской плеяды военных корреспондентов - сама Валентина Ивановна Сокова, Алла Иоакимовна Каншина и Мариня Сергеевна Клюшкина. Полтора года назад ушел из жизни их товарищ по этажу Яков Костюковский. Но Валентина Ивановна, слава богу, держится, сохраняя ясный ум и отменную память.

В "Комсомолку"она попала летом 1942 года, написав заметку о летчике, защитнике Брестской крепости, а потом и Москвы, которому в госпитале, где она ухаживала за ранеными, ей пришлось перелить ему из вены в вену свою кровь. С начала войны она была зачислена пожарником в штат Московского ПВО, тушила бомбы-"зажигалки", награждена медалью "За оборону Москвы".  А когда принесла заметку в редакцию, ее сразу и пригласили корреспондентом. Работала тогда она в отделе фронта, у легендарного журналиста КП Юрия Жукова, который придумал полосные подборки "Писем с фронта" (аналог сегодняшней телепрограммы "Жди меня").  Валенка, юная красавица и умница, немало сил положила на проверку и подготовку к печати этих писем. Довелось ей и самой писатьоттуда, где шли бои. На Курской дуге ее даже контузило и персональным самолетом министра связи СССР Сокову отправили на лечение в Москву. После газеты закончила исторический факультет МГУ, работала в музее, стала заслуженным деятелем культуры. Так что ее жизнь заслуживает всяческого уважения и признательности. В чем мы, дорогая Валентина Ивановна, вам и признаемся.

Счастья вам на все оставшщиеся годы!

 

 
2 января 2013 года отметил юбилей Александр Петрович Гущин
Поздравляем своего коллегу, крупного фотомастера и дизайнера с прекрасными достижениями его жизни
ПУТЕШЕСТВИЯ ДУШИ

Александр Гущин работал в отделе иллюстрации "Комсомольской правды" в 80-е годы. Был одним из… Всеволод Арсеньев, Илья Гример, Василий Песков, Юрий Рост, Александр Абаза, Евгений Успенский, Тимофей Баженов, Владимир Богданов - лишь несколько имен той поры, предшественников и сотоварищей Гущина. Не удивительно, что Александр усвоил великую школу фотолетописания "Комсомолки", которая всегда культивировала не просто техническое и художественное мастерство своих фотокоров, но возбуждала их стремление в той же мере овладеть и словом, неразрыно соединив его с изображением. Возможно, поэтому Саша Гущин постепенно вызрел в имя собственное как фотохудожник, создатель потрясающих фотолексических альбомов, вполне заслуживающих определения "путешествия души". Посмотреть некоторые из них ожно на его личном сайте по адресу: www.foto-petrovich.ru. Там же - его биография, фрагменты которой - ниже.

"Родился я в прошлом веке (1948) на Курильских островах в семье военнослужащего. Оказался первым советским мальчиком. 
Учился в школе, потом в «керосинке» — нефтяном институте имени Губкина, потом в аспирантуре. 
Учиться надоело. 
Работал фотокорреспондентом в «Литературной газете», «Строительной газете», «Комсомольской правде», журнале «Советский Союз». 
Увлёкся рекламой, поработал специалистом по маркетингу в МИДе (Министерство иностранных дел), потом директором по маркетингу на РТСБ (Российская товарно-сырьевая биржа). 
Работать надоело (по найму). 
В 1992 году организовал свою фирму — Рекламную группу «Студия А». 
В настоящее время считая себя очень свободным художником, занимаюсь фотографией, дизайном, разработкой рекламных идей. 
Имею фотоаппарат «Canon» и замечательную семью: красавицу жену Олю, двух прекрасных сыновей Петьку и Санька, трёх собак, двух котов, говорящего попугая жако по имени Дуся (по утрам, мерзавка, предлагает махнуть рюмашку, может добавить «хорошо сидим», «я сказал, Горбатый!» или «Миша, наливай!»), шиншиллу Марусю, игуану Душмана, четыре аквариума и штук пятнадцать бонсаев".

Саша, с юбилеем тебя и твою прекрасную семью.

 

1 января 2013 года исполнилось 65 лет Юрию Валерьевичу Данилину
Поздравляем своего коллегу, талантливого журналиста, организатора и блестящего артиста с очередным юбилеем!
ТРУДОЛЮБИВЫЙ СИБАРИТ
 В "Комсомолке" Юрий Данилин с 1975 года – собкором по Омской и Новосибирской областям, через два гоода уже заведующий отделом научной и студенческой молодежи,  затем – член редколлегии, редактор образовательных отделов, первый заместитель главного редактора. Из «Комсомольской правды» перешел членом редколлегии, редактором отдела науки газеты «Известия». Возглавлял первую в России научно-популярную газету «Эврика» - приложение к «Новой газете». Работал заместителем главного редактора «Литературной газеты». Во ВГИКе подготовил целый выпуск режиссеров научного кино. Выпустил мемуары Фаины Раневской. Издал и собственную книгу в формате мемуаристики. Создал  и вот уже провел три сезона Международного конкурса молодых пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, войдя таким образом в число продюсеров мирового класса. Титанический, если вдуматься, труд.
При этом - вот парадокс - наш Юрий, будучи от природы натурой артистической (между прочим, и сам - прекрасный музыкант), умеет предстать этаким барином и сибаритом, вечно рассказывает свои остроумнейшие байки о всяких знаменитостях, с которыми близко дружит.  Умение жить легко, блистательно, необременительно для окружающих, способность возвысить жизнь до праздника - счастливый дар, которому можно от души позавидовать.

Оставайся, дорогой Юрий, и впредь таким светлым праздником для всех нас! Новых тебе триумфов!

17 января 2013 года в Музыкальной гостиной Геологического музея имени Вернадского РАН Юрий Данилин отметил свой юбилей "Сентиментальным путешествием в СССР"".
Диалог рассказчика (сам юбиляр) и пианиста удивительного мастерства Дмитрия Карпова вызывал овации.

Данилин, будучи натурой артистичной и креативной, постарался из своего юбилейного вечера сделать моноспектакль, что ему в полной мере, как всегда, удалось. Все было не просто хорошо, а еще и прекрасно: просторный белый зал с колоннами и хрустальными люстрами, стулья в белых полотняных чехлах, огромный рояль уникального формата, единственный на всю страну, Кремль и Манеж за десятиметровыми высокими окнами. Состав гостей, где и мы, коллеги по "Комсомолке", и режиссеры -документалисты, которых Данилин выучил во ВГИКе, и ученая публика, в том числе врач-изобретатель нового - чисто российского -  SPA, представители фонда Ельцина, который помогает Даниилу проводить Международный конкурс молодых пианистов памяти Лотар-Шевченко, и родственники, и даже известный политик (в прошлом, во всяком случае) - Юрий Болдырев. Ну, и конечно, угощение на славу! Недаром никому не хотелось уходить…
Пользуясь случаем, хочу отдельно признаться в восхищении пианистом Дмитрием Карповым, солистом Новосибирской филармонии, давним сподвижником юбиляра. Талантливых исполнителей немало. Но и талант бывает разный. У Дмитрия получился необычайно органичный сплав его личностного проявления, его характера - серьезного и легкого одновременно - с той музыкой, которую он исполняет. Музыка известная, популярная, "на слуху", звучит под его руками так свежо и интересно, будто слышишь ее впервые. Дмитрий будто пишет ее сам заново, прямо на твоих глазах. И так, будто не интерпретирует, а самовыражается легко, как-то задорно и  в резонанс с собой, своим началом, немного красуясь и гордясь результатом, но вместе с тем - и глубоко погружаясь в переживания и оттенки своего эмоционального поиска. Возможно, ему удалось войти в абсолютный резонанс с кодами тех, чьи произведения он исполняет. Во всяком случае, ничего похожего до него слышать не приходилось. Взрыды Бетховена в 31-й сонате - это был плач живого человека. И пусть для кого-то это, возможно,  торжество и оптимизм, преодоление и победа, Карпов показал мне страсть страдающую, не справляющуюся с собственным накалом.
Что делает с нами музыка! И как виртуозно играет на струнах наших душ великолепный Данилин!
Людмила Семина

1 января 2013 года отметила свой юбилей Виктория Леонидовна Сагалова

Сердечно поздравляем свою талантливую подругу, бессменного казначея Клуба со дня его основания

ХРАНИТЕЛЬ РЕПУТАЦИИ

Во второй половине 60-х, когда Вика работала в отделе комсомольской жизни главной молодежной газеты страны, органа ЦК ВЛКСМ, ее должность корреспондента можно было приравнять к посту недремлющего, принципиального и бескомпромиссного ревизора Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодежи. К тому же, по заведенной в печатном органе данного Союза традиции, глаз комсомольского журналиста был, прежде всего, направлен на порочащие недостатки и факты молодежной жизни, чтобы вскрыть и ликвидировать те явления, которые не отвечали стандарту коммунистической морали и уставным нормам Союза. Так что юная журналистка "Комсомолки" Вика Сагалова с первых своих шагов в профессии оказалась, по сути, хранителем репутации всего многомиллионного комсомольского племени. Как ни забавно это сегодня звучит, это было так. И корреспонденту газеты, несмотря на возраст и профессиональный опыт, приходилось соответствовать порученной миссии. Страшно представить, какой мощи и безжалостности чиновничий аппарат стоял при этом на страже чести собственного мундира. Не будь за спиной Виктории авторитета и статусной недосягаемости даже для первых лиц ВЛКСМ центрального органа, от бедной девушки не собрали бы косточек уже после первой командировки. А так Вика - с удостоверением "Комсомольской правды" в сумочке - была свободна в проверке фактов (при соблюдении, конечно, неписаных правил личной безопасности журналиста), в их оценке, интерпретации, в своих выводах и умозаключениях (подкрепленных, конечно, документами, документами и еще раз документами). Будучи сотрудником одного из самых интеллектуальных отделов редакции, в полной мере являясь его полноценным представителем (а попросту - одной из самых умных девушек на Шестом этаже), Сагалова ни разу не подвела ни газету, ни себя. И навсегда вошла в плеяду блистательных перьев отдела того времени: Валерия Аграновского, Инги Преловской, Виктора Липатова, Владимира Чернова, Валерия Борщова, Игоря Клямкина, Владимира Глотова. Оппозиционный дух витал в этом подразделении, он и сегодня траслируется своими носителями уже на новых этажах новых редакций, партий, фондов, союзов.

Надо сказать, что Виктория, заняв в Клубе пост его казначея, в некотором роде продолжила свою ревизорскую миссию, стала столь же верным и непримиримым хранителем его репутации и чести. При этом осталась любящей всех нас подругой, вечно хлопочущей о том, чтобы "не забыли" ее подопечных из прежнего отдела, выкраивающей из своих многочисленных рабочих нагрузок какие-то часы и для исполнения роли активистки Клуба на его мероприятиях.

Вика, мы тоже любим тебя, ценим твой вклад и безупречность твой личной репутации. Будь здорова, энергична, умна и совершенна еще долгие годы!


Назад к списку