Я занимаюсь частной практикой в сфере психотерапии с 1998 года. В профессию попала не случайно, хотя и непростым путем.
Психологом хотела быть с детства, закончила школу , в которой был педагогический класс – вместо популярных тогда занятий на швейных машинках у нас была практика в виде психологических групп. В старших классах ходила в Школу юного психолога в МГУ. Однако так сложилось, что прежде, чем заняться психологией, я стала журналистом (закончила журфак МГУ) Начинала после школы в “Комсомольской правде”, в секретариате, вела номера на выпуске (1990-91). Затем работала в различных изданиях и на телевидении. Получила хороший опыт умения налаживать контакт с людьми и правильно задавать им вопросы, а так же – правильно обрабатывать полученную информацию, докапываться до сути, научилась писать. Но все время чувствовала, что это – не мое. Журналистика в большой степени ориентирована на то, чтобы читателю/зрителю было интересно, а интересное – не всегда самое хорошее в человеке. Мне же люди интересны, прежде всего, тем лучшим, что в них есть. Я думаю, лучшее – это и есть Душа человека. Войдя в контакт с этой частью, человек получает доступ к неограниченным ресурсам и может справиться с любыми проблемами.
Когда я узнала, что замечательный мастер психотерапии Фёдор Ефимович Василюк впервые набирает курс второго высшего образования, пошла туда не раздумывая. Мне очень повезло, мы были первыми на этом курсе. В группе собрались взрослые мотивированные люди, нас учили лучшие преподаватели Москвы, мастерство мы начали набирать на практических мастерских под внимательным присмотром Фёдора Ефимовича. Он и «благословил» меня на начало практики. Вспоминаю это время с большим теплом и радостью.
Во время учебы я пошла работать в школу, задержалась там на семь лет. Работала и с детьми, и с учителями, и с родителями. Это был очень важный опыт, разнообразный и спонтанный. Здесь я научилась видеть ситуацию с разных сторон и искать подход к разным людям, работать с группами.
После окончания обучения специализировалась в различных направлениях психотерапии. Училась психодраме у корифея направления - Елены Лопухиной, три года психодраматических групп, участие в конференциях, российских и зарубежных. Многие психодраматические техники я использую в индивидуальной работе.
Под влиянием психодрамы я разработала и веду клиентскую группу по архетипам женских и мужских богов. Знание своих ведущих архетипов – замечательный инструмент для клиента, позволяет человеку увидеть происходящие у него процессы как некую систему. Понимание – ключ к управлению.
После психодрамы я заинтересовалась юнгианским анализом. Училась в Институте психоанализа, где преподавали не только российские, но и американские мастера. Аналитический метод использую и сейчас. Современный анализ, особенно юнгианский, сильно отличается от классического, когда человек пять раз в неделю лежит на кушетке, не видя аналитика, и разговаривает, по сути, с собой и своими проекциями. Современные аналитики активно участвуют в процессе лицом к лицу с клиентом, встречаясь с ним раз в неделю. Неизменной остается забота о процессе и создании безопасного пространства для клиента. Поддержание границ – один из важнейших моментов анализа, но это обеспечивает атмосферу доверия, где человек может получить новый опыт, ведущий к изменениям.
В какой-то момент меня заинтересовал коучинг, и я окончила курс у американского мастера. Затем получила дополнительную специализацию бизнес-тренера. Однако лучше всего разбираться в бизнесе меня научил личный опыт. Попросили проконсультировать компанию, занимающуюся дистрибуцией СМИ, а получилось так, что я взяла на себя общее руководство. Это, конечно, случилось не в один день, однако возможность отладить бизнес-процессы изнутри оказалась очень соблазнительной. Опыт оказался успешным, я занималась компанией пять лет, бизнес оказался очень устойчивым, и прекрасно сбалансированный механизм работает как часы. За время работы Генеральным директором я узнала все подводные камни этой стороны жизни и многому научилась, но моей главной страстью была и остается психология.
Недавно в мою профессиональную копилку добавился эрикссоновский гипноз. Гипноз – не как способ управлять людьми, а как умение правильно рассказывать истории. Еще во время работы в школе я заметила, что больше всего детям нравились моменты, когда они отправлялись в воображаемое путешествие под мой рассказ. Такие управляемые фантазии я использовала и на группах, и индивидуально, а теперь я делаю это с полным осознанием всех мелочей процесса, что, конечно, повысило эффективность. Воображаемые путешествия и управляемые фантазии – хороший инструмент для клиентов с сильным контролем, которым сложно соприкоснуться со своими неосознаваемыми частями и процессами. Этот метод не подразумевает подчиненность клиента терапевту и не используется с целью застать человека врасплох. Больше похоже на совместную медитацию, клиент слушает рассказ терапевта и разговаривает с ним, при этом - видит то, что происходит в его внутреннем мире, может исследовать это пространство и узнать там что-то важное для себя или найти важные ресурсы.
Кроме того, в разное время я посещала семинары по бодинамике (телесно-ориентированной терапии) и гештальт-терапии, которые оказали на меня свое влияние.
В последние годы я заинтересовалась работой с энергией, без доступа к которой самому старательному клиенту трудно продвигаться в своем развитии. Энергия – источник движения, мощнейший ресурс, который мы часто недоучитываем и не используем в полной мере. Я совмещаю западные взгляды с восточной практикой, занимаюсь цигуном и рейки, каждый год езжу на ретриты в Китай. Это не только помогает мне не болеть, но и расширяет мое восприятие мира и Вселенной.
В своей психотерапевтической работе я исхожу из того, что развитие связано с повышением осознанности, и каждый человек может выбрать этот путь вместо пути привычных страданий. Можно научиться быть счастливым и приносить радость себе и тем, кто рядом.
25 февраля 2013 года