16 корреспондентов "Комсомолки"не вернулись с фронта… Их имена навсегда высечены на нашей стелле работы Эрнста Неизвестного.
Среди них такие фамилии как: Аркадий Гайдар, Лиля Коростоянова… Стелла-памятник до 13 февраля 2006 года находилась на нашем шестом этаже, в проеме главного холла. Именно здесь, в главном холле, было самое большое пламя во время пожара. Стелла, к счастью, уцелела, только обуглилась и очень закоптилась. Так что, как только мы обретем постоянное место жительства, – она обязательно будет восстановлена и размещена на самом видном месте. Кстати, реставрировать ее берется сам Эрнст Неизвестный.
Так вот – отношение ко Дню Победы у нас всегда было самое трепетное. И, по рассказам старожилов, в этот День в редакцию всегда собирали фронтовиков, чтобы сказать им хорошие слова, вручить скромные подарки. Очень скоро стало понятно, что нужно этот день как-то оформить, чтобы он стал праздничным и запоминающимся. И тогда, как это бывало всегда в нашем коллективе, родилась идея! Проводим в этот день “Фронтовую землянку”
Идея заключалась в том, чтобы на это “мероприятие” приглашать не только наших ветеранов-фронтовиков, но и известных композиторов, артистов, военначальников, одним словом тех, кто имел какое-то отношение к войне. Самым ярким эпизодом тех землянок стало ПЕРВОЕ исполнение Марком Бернесом песни на стихи Гамзатова “Журавли”. Мы, журналисты “КП”, с гордостью можем сказать, что известная ныне и любимая многими песня “Журавли”, впервые прозвучала у нас в редакции!!
Я тоже застала еще эти удивительные праздники. 9 Мая, с утра, в редакции было всегда тихо и торжественно. Наш Голубой зал, где проходили все планерки, летучки и партийные собрания, на время менял свое убранство и превращался во фронтовую землянку: потолок затянут масксеткой, отдолженной в соседнем гарнизоне, у стены – военная палатка, у ее входа – лесной пень, на котором - фронтовая каска, а рядом – гильза от артиллерийского снаряда с горящей свечой, как символом памяти… По залу расставлены журнальные столики, они собраны со всех кабинетов, а на них – (обязательно!) – скромные полевые букетики и нехитрая закуска времен фронтовых будней – картошка в мундире, черный хлеб, зеленый лук, крупно нарезанное сало и соль. Обязательный атрибут – армейские кружки и военные фляги со спиртом. Звучит тихая музыка – обязательно песни военных лет. Смущенные, чуть грустные ветераны проходят в зал, в руках каждого – алая гвоздика. У входа их, в обязательном порядке, встречают наши юные, стройные секретарши, одетые в военные гимнастерки времен войны и кокетливо скошеные набок пилотки.
… И потекли рекой воспоминания, рассказы, звучат песни в исполнении артистов, которые тут же все подтягивают, выступают военначальники – все в орденах, с красивой проседью в шевелюрах… Но постепенно скованность и тишина пропадают, зал наполняется гулом раздобревших от “фронтовых ста граммов” ветеранов.
Такие встречи тянулись часами и никому не хотелось расходиться…
В Голубой зал тогда подтягивались все – и члены редколлегии и стажеры.
Галина ЯНЧУК
ЦИТАТА
Эрнст Неизвестный:
«…- В 68-м году по просьбе тогдашнего главного редактора "Комсомолки" Бориса Панкина я сделал панно в память о ваших сотрудниках, погибших на фронтах. От гонорара, кстати, отказался - сам же был солдатом Великой Отечественной.
Помню, на открытии скульптуры на "Землянке" для ветеранов газеты пел Марк Бернес, пришли военные атташе посольств, а мы с маршалом Коневым так посидели в кабинете главного редактора, что маршала потом уносили...»