КЛУБНАЯ ГАЗЕТА ЖУРНАЛИСТОВ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ
№6, 24 мая 2010 года
Сегодня у нас – двойной юбилей: 85 лет «Комсомольской правде» и 65 лет Победе в Великой Отечественной. Этот номер – о наших победах: газеты и ее сотрудников
ЖИЗНЬ ПО ЗАКОНАМ БОЯ
Так выпьем за победу! За свою газету!
За бои, что мы прошли с тобой.
Выпьем за писавших, выпьем за снимавших,
За тех, кто в драке заслонял собой!
8 мая 1945 года. Берлин. Подписание пакта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Фото Леонида Коробова из коллекции Клуба журналистов КП - фотоальбома «Лучшие фотографии корреспондентов газеты «Комсомольская правда» (см. рассказ о проекте ниже).
Афган, лето 1986 года. Журналистская группа «Комсомольской правды» осваивает фронтовые условия. Слева направо: Юрий Совцов, Ярослав Голованов, Юрий Макарцев. Уже опубликован очерк Инны Руденко «Долг» и положение воинов-афганцев существенно изменилось.
Грозный, 1995 год. Полгода войны за спиной. Фото Владимира Веленгурина (из коллекции исторического фотоальбома).
ИЗ ИСТОРИИ «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»
Орден Отечественной войны 1-й степени
- военный орден СССР 1-й и 2-й степени, учреждённый Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1942года. В статусе ордена записано, что он вручается отличившимся в боях за Советскую Родину, проявившим храбрость, стойкость и мужество, а также тем, кто своими действиями способствовал успеху боевых операций наших войск
15 октября 1941 года, когда решалась судьба Москвы, коллектив КП был отправлен в Куйбышев. В Москве осталась небольшая оперативная группа — 13 человек. До конца 41-го газету выпускала эта горстка людей. Из номера в номер «Комсомолка» публиковала целые полосы читательских писем, придумывала аншлаги оружейной мощности, как, например: «Папа, убей немца!» Газета открыла миру имена, ставшие символом народной войны: в 1942 году вышел очерк «Мы не забудем тебя, Таня!» о Зое Космодемьянской; специальные номера были посвящены Лизе Чайкиной, Александру Матросову: в сентябре 1943-го под названием «Они сражались за родину» были опубликованы документы о героях Краснодона — «Молодой гвардии». Одна из выездных редакций «Комсомольской правды» работала у партизан, выпуская листовки. Отдел тыла организовывал акции «Посылки на войну» и «Сбор металлического лома». 16 сотрудников «Комсомолки» погибли на фронтах Великой Отечественной.
ПОБЕДИТЕЛИ
6 мая с.г. в Голубом зале «Комсомольской правды» прошла встреча ветеранов — участников Великой Отечественной. Они возложили цветы к редакционному мемориалу погибшим в годы войны журналистам. Наш рассказ – об участниках этой встречи и о тех, кого мы уже только вспоминаем
Связист
ИЛЛАРИОНОВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (12.03.1924)
Капитан запаса, военный связист, в 50-е годы — руководитель местной корреспондентской сети «Комсомольской правды». Лауреат высшей награды Союза журналистов РФ — Почетного знака «Честь. Достоинство. Профессионализм».
Дочь полка
ОВЧИННИКОВА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА (25.10.1930)
Самое яркое ее воспоминание о войне — когда солдаты близстоящей батареи, обороняющие Сталинград, подкармливали их, детей дотла разрушенного города, кашей из военно-полевой кухни. Сталинградская битва шла поверх тех окопчиков, где прятались с родителями эти дети, не покинувшие свои дома. Так что Овчинникова по праву может считать себя дочерью полка. В «Комсомолке» она стала первооткрывателем многих тем, показывающих человеческий аспект войны. Сейчас она сдала в печать новую книгу «Дети Сталинграда».
Сапер
СУПРУНЕНКО ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ (13.12.1924)
Капитан запаса, военный сапер, в 50-е годы — собственный корреспондент «Комсомольской правды» по Запорожью. Лауреат высшей награды Союза журналистов РФ — Почетного знака «Честь. Достоинство. Профессионализм». Автор книги воспоминаний «Жизнь под вопросами», награжден дипломом Национальной выставки-ярмарки «Книги России-2010» за наиболее яркое представление в документальной прозе 65-летнего юбилея Победы героя военных лет.
Блокадница
ЕЛАХОВСКАЯ ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА (22.09.1933)
Ребенком оказалась в блокадном Ленинграде. Ее спасли, вывезя через Ладожское озеро – дорогой Жизни. Сорок лет проработала в «Комсомольской правде» помощником и референтом секретариата.
Авиатехник
ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ ГРИЧЕР (1926 – 2007)
К сожалению, Илья Гричер недавно ушел от нас. На фотографии, где он беседует с Ольгой Кучкиной, запечатлен его последний приезд в Россию, в единственную в его жизни редакцию единственной газеты, где он работал почти полвека. Вернувшись с фронта из своего авиаполка, занявшись фотографией, он быстро превратился в крепкого профессионала-газетчика и стал одним из самых ярких людей Шестого этажа. Военная тема была его «коньком». В последнем разделе выпуска представлена фотография Ильи Гричера «У Вечного огня» из коллекции исторического фотоальбома Клуба. Сейчас идет поиск других его работ. Уехав в Израиль, получив там как участник Великой Отечественной хороший уход, наш коллега однако тяготился одиночеством и искал сотоварищей по фотоделу через интернет, до последних дней вел на сайте школу мастерства.
КОМАНДА 41-ГО ПОДПИСЫВАЕТ НОМЕР
КАНШИНА АЛЛА ИОАКИМОВА (20.02.1920)
Приветствовала 1 съезд писателей СССР от имени иркутских пионеров — авторов книги «База курносых». В редакцию пришла после окончания ВКШ. Была во время войны корреспондентом отдела пропаганды КП, во время налетов дежурила в группе противопожарной обороны Москвы, гасила зажигательные бомбы. Лауреат высшей награды СЖ РФ — Почетного знака «Честь. Достоинство. Профессионализм».
КЛЮШКИНА МАРИНА СЕРГЕЕВНА (03.03.1922)
Корреспондент в годы войны отдела комсомольской жизни КП.
Лауреат высшей награды СЖ РФ — Почетного знака «Честь. Достоинство. Профессионализм».
КОСТЮКОВСКИЙ ЯКОВ АРОНОВИЧ (1921 – 2011)
Корреспондент отдела тыла «КП». Киносценарист, автор сценариев к фильмам «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница». В настоящее время готовит к постановке ремейки этих фильмов.
Лауреат высшей награды Союза журналистов РФ — почетного знака «Честь. Достоинство. Профессионализм». На снимке с дочерью Инной.
МИХЕЕВА ЕВДОКИЯ ИВАНОВНА (12.03.1920)
Помощник-секретарь главного редактора газеты.
В «Комсомолку» пришла в 1939 году, ушла из нее на пенсию в 1979 году. Награждена
медалями, грамотой Верховного Совета РФ.
СОКОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА (17.01.1923)
Корреспондент отдела фронта «Комсомольской правды».
Составитель(совместно с Юрием Жуковым) книги «Письмо с фронта».
Во время командировки на Прохоровское поле под Курском получила контузию.
Лауреат высшей награды Союза журналистов РФ — Почетного знака «Честь. Достоинство. Профессионализм».
Заслуженный работник культуры РФ.
ТВОРОГОВА (ГВОЗДОВА) АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА (01.12.1924)
Работать начала в начале войны контролером ОТК на комбинате «Правда».
Участвовала в народном ополчении, сооружала заградительные траншеи в Подмосковье, работала на лесозаготовках в тайге.
С 1942 по 1958 гг. — заведующая досье в международном отделе «Комсомольской правды».
Овладела английским языком. Имеет награды.
КЛАССИКИ ЖАНРА
В преддверии 65-летия Победы в редакции, у Голубого зала была открыта выставка военных фотографий двух журналистов «Комсомолки» — Леонида Коробова и Ольги Ландер. Более ста работ, признанных классикой батального жанра, предоставила в экспозицию член Клуба Ирина Ландер. Ниже — рассказ об этих мастерах.
КОРОБОВ ЛЕОНИД АЛЕКСЕЕВИЧ (1909–1972)
Один из ведущих корреспондентов отечественной журналистики.
Родился в селе Никульском Владимирской области. Прежде, чем стать в начале 30-х годов корреспондентом газеты «Комсомольская правда», освоил ряд профессий: водопроводчика, слесаря, электросварщика, служил добровольцем в морской авиации в Севастополе. Здесь начал писать заметки в газеты. Работая в «Комсомольской правде (с 1933 года), исколесил весь Советский Союз: был на Крайнем Севере, в Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Якутии, писал репортажи о спасении челюскинцев. Коробов первым взял интервью у вернувшегося из эмиграции писателя А. Куприна. Одним из первых вступил в летно-парашютную школу, по окончании которой продолжил учебу в школе инструкторов-летчиков. Участвовал в предвоенном воздушном параде в Тушино, летел ведомым. В 1939 году во время войны с белофиннами был командирован в район боевых действий. В одном из боев военный корреспондент Л. Коробов, заменив убитого командира, повел бойцов в атаку. 16 атак прошли под его командованием. За этот подвиг награжден орденом Ленина.
Великая Отечественная война застала его в газете «Правда». Военкор Л. Коробов бывал всюду, где шли решающие сражения: в Крыму, на Перекопе, в Севастополе, в Керчи. С января 1943 года с партизанским отрядом С. Ковпака прошел 7 тысяч километров по оккупированной территории. В конце войны, находясь в Берлине, пишет серию очерков «Падение Берлина», которые публикует в «Комсомольской правде». В числе корреспондентов присутствует при подписании акта о капитуляции гитлеровских вооруженных сил.
После войны целиком отдается литературной работе. В 1948 году выходит в свет «Малая земля» — книга о партизанском движении С.Ковпака, проиллюстрированная фотографиями автора, а также книги «В беседе с вашим корреспондентом», «Фронт без флангов», а также ряд очерков и рассказов.
ЛАНДЕР ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА (1909–1996)
Из семьи профессионального самарского фотографа, ученица знаменитого М. Напельбаума. Начинала фотолаборанткой, в конце 20-х - начале 30-х годов работала в киногруппе, осуществлявшей съемки в Средней Азии. После возвращения из экспедиции пришла на работу в «Комсомольскую правду» (1932).
До 1942 года была штатным фотокорреспондентом газеты, затем «пробилась» на
фронт. Всю войну, будучи сотрудником фронтовой газеты 3-го Украинского фронта «Советский воин », публиковала в центральной прессе фоторепортажи с передовой. Принимала участие в Курской битве, освобождении Одессы, Киева и территорий Балканского полуострова. Окончание войны встретила в Вене, до 1948 года служила в Южной группе войск в Румынии, демобилизовалась в офицерском звании — лейтенантом. Имеет ордена и медали, в том числе медаль «За отвагу». До выхода на пенсию — фотокор газеты «Советская Россия».
Ольга Ландер является признанным классиком фотолетописи Великой Отечественной войны, да и вообще — батальной фотографии. Более 3 тысяч ее негативов хранятся в Историческом и других музеях. Ее работы являлись неизменным участником всех выставок о Великой Отечественной, о Вооруженных силах СССР. Обладатель многочисленных призов и премий за профессиональное мастерство.
ОНИ ПРОШЛИ ВОЙНУ ДЕТЬМИ
На снимке слева — подшефный подросток Севастопольской эскадры Черноморского флота Володя Савченко. Это 1943 год. В конце 50-х пришел в «Комсомолку», а позже стал обозревателем радио «Маяк».
В центре — отличник боевой и политической подготовки Анатолий Юрков. 1953год. В войну жил в селе, вез на себе «мужичком с ноготок» домашнее хозяйство. Осваивал науку выживать.
Екатерина Шацкая. 1952 год. Здесь она уже молодой редактор школьного отдела «Комсомолки».
ДРУЗЬЯ, ПРИМИТЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ!
БОРИС ПАНКИН, главный редактор «Комсомольской правды» (1965–1973)
Когда война началась, мне было 10 лет, а когда окончилась, — соответственно — 14.
Если уж говорить о чисто военных акциях, то они для меня свелись к тому, что успел сбросить пару-другую зажигалок с крыши нашего двухэтажного деревянного барака в Ново-Останкино, прежде чем отец, отправляясь на фронт, посадил нас с мамой и младшим братом в теплушку и отправил в городок Сердобск, в семьи его матери и сестры, где к тому времени тоже все кормильцы ушли на фронт. Остались старые и малые. И я оказался самым главным мужиком. Вот на этом трудфронте и нес свою вахту — и косил, и пахал, полол, и картошку сажал да копал и так далее. Ну, и сводки Информбюро неграмотной своей бабушке, у которой два сына были на фронте, зачитывал.
К более поздним своим свершениями во славу памяти о ВОВ отношу учреждение Фронтовой землянки , которую открыл у нас на Шестом этаже Маршал Конев. Когда он вошел в Голубой зал и увидел на столе перед каждым стулом по солдатской жестяной кружке и фляге, вздрогнул так, как никогда, наверное, не вздрагивал при гулах бомбежек и артиллерийских обстрелов.
«Комсомолка» всех военных и послевоенных поколений может гордиться своим вкладом в Победу, в восстановление страны и заботу о фронтовиках и их семьях. И тут тон задавали, конечно, сами фронтовики, сменившие штык на перо. Вы, дорогие старшие коллеги. Символом этих усилий стал мемориал, созданный капитаном пехоты Эрнстом Неизвестным, тот, что и сегодня освящает храм, называемый«Комсомольская правда».
О войне мы старались писать и говорить правду. А правда эта в том, если в двух словах, что мы победили и спасли Европу да и весь мир.
В 1955 году мы с Колей Коротеевым готовили полосу, посвященную столетию обороны Севастополя, еще той, в XIX веке. Навестили в Алупке Сергеева-Ценского, доживавшего свой могучий век в горах над морем. Он рассказал такой эпизод, уже из обороны времен Второй Отечественной.
— Кружил на Графской пристанью немецкий самолет. Сбросил на парашютике какой-то мешок. Подбежали, там листовки. Мол, завтра будем в городе, Русь, матрос, сдавайся. Рядовой Петренко снял штаны и показал улетающему фашистскому асу задницу.
Командир батарей его укорил:
— Рядовой Петренко, почему себя так нескромно ведете? Что о нас враг может подумать…
Тот:
— А как он себя ведет?
Вот, я думаю, так, как рядовой Петренко, и надо отвечать тем, дома и за рубежами, кто надумает умалить подвиг нашего народа и его армии.
С днем Победы!
МЫ - ДОЛГОЕ ЭХО ДРУГ ДРУГА
Две эти публикации – очерк Инны Руденко в «Комсомолке» и глава из современного романа Андрея Тарасова – разделены четвертью века. Но обе они – одного замеса. Одна резонирует в другой. И в обеих резонирует Большая война, которую авторы пережили детьми.
ДОЛГ
Возвращаясь к напечатанному
В начале 1984 года в «Комсомольскую правду» пришло письмо из украинского городка Никополя. Соседи Саши Немцова, инвалида-афганца, просили помочь ему, заброшенному после демобилизации всеми общественными и государственными организациями — партийными и комсомольскими, заводом — ЮТЗ, где он работал до призыва в армию, собесом, военными учреждениями. Парень безвылазно сидел в инвалидной коляске в квартире, не имея возможности даже выехать на улицу. Журналист «Комсомолки» Инна Руденко неделю провела в Никополе, добиваясь, чтобы местные власти соорудили для Немцова в подъезде съемный съезд, — и уехала ни с чем. 15 февраля 1984 года в газете появился ее очерк «Долг», взорвавший стену молчания вокруг проблем социальной адаптации воинов-афганцев, вернувшихся с войны, которой для советских людей не было. По официальной версии были наши солдаты, исполнявшие интернациональный долг в соседней братской стране, была интернациональная помощь народу Афганистана, но не оружием, а т.н. «хозяйственными грузами». Была не армия противника, а бандиты. Не обстрелы, а шальные пули. Были редкие репортажи, наполненные эвфемизмами вместо откровенных слов. И была страшная реальность: доставленные оттуда мальчишки-инвалиды, снятые со всех учетов, преодолевающие постафганский синдром наедине со своими болями и бутылкой водки. Многие в верхах считали и прямо говорили, что публикация очерка — это большая политическая ошибка газеты. Но в ЦК КПСС уже появились люди, которые ошибкой считали саму эту войну. И после публикации шестеро упомянутых в очерке чинов были исключены из партии. Саше Немцову соорудили отдельный вход в квартиру, а затем и построили дом за казенный счет. Положение афганцев существенно изменилось. Немцов с помощью газеты прошел курс лечения в Москве. Нашел и друзей, и семью, и работу. По-прежнему дружит с Инной Павловной. Последний раз звонил ей 9 мая этого года, поздравил с Победой. Ниже мы публикуем фрагменты очерка.
…Пуля попала ему в спину, когда он склонился над другом. Толик был не только его близким другом. Он был еще и его командиром. Они были рядом, когда на их колонну напала банда. Потом Толик метнулся в сторону, к кустарнику, росшему на краю ущелья. И исчез. Он окликнул его раз, другой, но Толик не отзывался, и Саша, не оборачиваясь на чей-то предостерегающий крик, побежал туда, на край ущелья. Он бежал навстречу той роковой пуле, не зная о ней, но хорошо понимая, что она возможна. Его служба в армии подходила к концу, а два года такой службы сделали его старше и опытнее его невоевавшего отца. Еще не добежав до кустарника, Саша увидел и Толика, опрокинутого навзничь, и тех, кто его опрокинул, — они, отстреливаясь, уходили в кусты. Толик лежал так, что даже необстрелянный новичок мог бы предположить худшее. Но Саша, из последних сил удерживая в себе один-единственный шанс надежды, сделал несколько шагов, не подозревая, что они будут последними, и склонился над другом.
…Его носят на руках соседи. Берут на руки, как брала в детстве мама, и несут. А он, как когда-то маму, обнимает их рукой за шею. Так им легче. Ступенек всего шесть, но Саша знает: он — ноша нелегкая. Никто ему, конечно, ни разу не отказал. Чужой боли тот не чувствует, кто далеко от нее. Они, соседи, и внесут, и вынесут. Но не каждого все же обнимешь за шею.
…Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но нужна целая жизнь, чтобы стать достойным человеком.
Он научился плавать. Друзья пробовали, как он, одними руками, не получается. Но человек живет ведь не в воде, на земле.
Он научился фотографировать. Но многое ли снимешь в комнате?
Он научился выпиливать по дереву. В его комнате висит очень грустный Есенин и очень веселый повар — показывает большой палец: вот, мол, какая у меня жизнь. Саша тоже бывает веселый. Когда по вечерам приходят соседи, друзья.
А днем в доме стоит тишина. Тишина бывает такая, — сказал мне Саша, — что даже в ушах звенит. И этого звона Саша страшится как той, второй пули в спину. Хочется лечь и отвернуть голову к стене. Чтоб никто не видел его глаз. Но Саша не ложится. Саша надевает пиджак. На лацкане пиджака орден Красной Звезды.
Орден ему вручал военком. Здесь, в комнате. И никто, кроме матери, не слышал, как, вручая орден, военком назвал его Александром Ивановичем. Но он-то знает, что он еще Саша, Шурик. Ему 23 года. Впереди длинная-длинная жизнь.
Из разговоров:
Юрий Кузнецов, сосед: «У меня скоро сын служить пойдет. Очень важно, чтобы ребята с правильным настроением служить шли, чтобы они, как и Саша, от пуль не прятались. Вот почему мы, ничего не сказав Саше, и написали письмо вам в редакцию. «Никто не забыт, ничто не забыто» — это не только о мертвых, это и о живых».
Военком Шевчук: «Письмо-то письмом, но мы тут причем? Немцов теперь не наш, он собесовский».
Зав. собесом Гребенщиков: «В письме меня возмущает вот это слово «мы». Не люблю этого слова. Кто это мы? Нет, этим людям явно что-то надо!..»
Зам. секретаря комитета комсомола ЮТЗ Е.Ефименко: «По съезду мы работаем. И потом: учетную карточку Немцова нам только сегодня из горкома передали».
Первый секретарь Никопольского горкома комсомола А. Каплиенко: «Когда я письмо прочел — у меня обида была. Теперь мною владеет диаметрально противоположное чувство».
Из истории болезни: «В области левого плеча рубец длиною 6 см, в области левой половины грудной клетки рубец 10 см, в области позвоночника — рубец 20 см. Последствия огнестрельного ранения».
Но рубцы бывают не только от огнестрельных ран.
ГЕННАДИИ СЕЛЕЗНЕВ, главный редактор «Комсомольской правды» (1981-1988)
Очерк Инны Руденко «Долг» можно с полным основанием назвать символом журналистики 80-х. История его публикации позволяет газете гордиться тем, что и в самые «застойные» времена она прорывала паутину державной лжи, партийного лицемерия, чиновничьего наплевательства, общественного равнодушия, вступалась за тех беззащитных и бесправных молодых ребят, которые послужили пушечным мясом в угоду политическим амбициям властной верхушки страны. Инна писала, как-будто шла по минному полю: выверяя каждое слово. Вроде бы мы подстелили соломки везде, чтобы не споткнуться. И все же споткнулись о запрет цензора, который не подписал газетную страницу с очерком в «свет». Формально тема покалеченных «афганцев» вообще была под запретом. А уж в таком обличительном ракурсе — тем более. Пришлось выпустить номер без разрешения цензора. Была такая возможность, под личную ответственность главного редактора. Тогда это был поступок с предсказуемо наказуемыми последствиями. Но «Долг» перевесил. И остался в истории не только вехой газеты, но событием для страны.
БЕЗОРУЖНЫЙ
Союз писателей Москвы присудил высшую литературную премию «Венец» за 2009 год роману Андрея Тарасова «Безоружный». Он награжден также дипломом Национальной выставки-ярмарки «Книги России-2010». Герой романа — журналист, наш современник, знакомый типаж. Автор иронизирует по его поводу: и двуличный, и трусоватый, и упертый, и готовый продать свой талант, когда нужда хватает за горло. Циник, ехидна, насмешник. Но одновременно — романтик, нежный, добрый, застенчивый, справедливый. И философ — как сам автор (между прочим, посмотрите, как похож Андрей Тарасов внешне на француза Вольтера). Внутренняя духовная жизнь героя — отдельная линия. Внутри клокочет лава гражданского негодования, нравственного самоистязания, рушатся и снова воздвигаются моральные категорические императивы. Один из таких моментов яростных рассуждений и самокритики — в публикуемом фрагменте. Герой остро переживает стыд сопричастности к начавшейся в Чечне в декабре 1994 года военной операции, ощущая себя безоружным перед позорной ситуацией. Он, войдя в положение своего вчерашнего кавказского сотоварища, предсказывает логику мщения как неизбежность затеянной бездарными властями авантюры. Читать такое больно. Слишком страшно сбывается предвидение Андрея Тарасова. Но это та правда, от которой не уйдешь. Та, которую четверть века назад нашла мужество произнести вслух Инна Руденко. Правда о двойной морали общества, «не замечающего» военных забав сильных мира сего.
…Давно ли я думал, каково было быть немцем. Каково было культурным и грамотным, обстоятельным и рассудочным, где-то даже сентиментальным, создателем рентгена и микроскопа, дизеля и генератора, «Сименса» и «Мерседеса», почитающим Канта и Баха, занудного Гегеля и где-то даже едкого Гете. Словом, каково образцовому немцу двадцатого века оказаться фрицем фашизма. Имея в виду даже не чистоплотного Томаса и ехидного Генриха, не любимого мной Бёлля и не едкого Брехта. Не врожденных антифашистов, интеллектуалов и тельмановцев, демонстративно выблевавших это блюдо. А действительно скромных сбалансированных обывателей, так называемых нормальных европейских людей. Нормальный учитель истории, нормальный инженер, нормальный доктор, нормальный адвокат, нормальный пастор… С нормальным чувством самосохранения, но и с нормальным чувством здравости и брезгливости. Словом, сознающих всю подлую «структуру данного момента » (выражение моего же любимого Воннегута) и в то же время беспомощных перед ней. Ну что они там, корежились внутри себя от кровавого балагана, как от переваривания ржавых гвоздей? Считали счастьем выживать без больших подлостей? Каков механизм сочетания естественного омерзения с естественной бюргерской исполнительностью в рамках так называемой порядочности без попадания в лагерную печь?
Конечно же, мой препараторский зуд сопровождался исконным славянским злорадством: уелась немчура, и там ее гестапо дрочило, и тут мы по шеям от души надавали, чтобы не лез на чужой каравай, немец-перец-колбаса.
Соцсоревнование двух лагерных систем оставим пока за скобкой.
И вдруг удар обухом, роли резко переменились. Это как будто ты всю жизнь втайне презирал волосатых и однажды проснулся мохнатым во всех частях тела. И мы теперь такие же нормальные фашисты, как и те побежденные. Читатели Льва Толстого и Чехова, слушатели Чайковского и Дунаевского, зрители «Обыкновенного фашизма », поклонники Улановой, почитатели Сахарова и Солженицына, исполнители Галича и Окуджавы. Бомбим маленький народ, как бомбил всех подряд Гитлер, отрываем у детей ручки-ножки, рушим кров стариков, сеем варварство организованного убийства. Непричастных тут нет. Несчастный солдатик пехотного взвода, штабной генерал, каждый грамотный и неграмотный житель огромной железобетонной страны. Мы «наводим конституционный порядок ». Полный карательный эксперимент на своем организме, как когда-то врачи вводили себе какую-то гадость, чтобы проверить симптомы. И сам я в шкуре того навек замаранного фашистским отечеством лично безобидного шваба имею блистательную возможность уяснить, что у него творилось в потрохах, были там раскаленные гвозди или розовые лепестки.
И самый раскаленный гвоздь. Как же я, считающий себя таким-сяким, не полным дерьмом в проруби, не объявляю голодовку в приемной царя, не обливаю себя бензином на Старой или Красной площади и не горю живым факелом перед окнами власти в знак бессилия и протеста ? Как чех Ян Палах при нашем захвате его любимой Праги или как туркменская девушка, насильно выданная замуж ? На худой конец, не сижу под обстрелом в подвале жилого дома с гибнущими там людьми, как хилый старик Ковалев ? А разделяю полный позор с бесчеловечиной марки «Государство Российское»?
Честно скажу: не знаю. Как не знаю еще многого про себя и других. Просто бегу по парку и отбиваю: «Вот гад, вот гад, вот гад, вот гад». А вот еще гады, греют задницы на травке у озера, так уверенные в безнаказанности. Золотой московский сентябрь облучает тела увядающим солнцем. Самое время долбануть нас тут всех одним махом, бомбой с неба или гранатой из кустов какому-нибудь пробравшемуся из Чечни партизану. Странно, что они медлят, поделом бы нам было. Кончилась моя безобидная Родина. Началась Родина смердящая. Что мы им там устроили. Снаряд в детскую комнату в новогоднюю ночь. Танк, разворотивший сельский двор с домом, огородом и народом. И где-то это все уже видано. И точно так же с богом наперевес.
От кого убегаю сейчас, выбивая кедами по парковой дорожке: гады-гады-гады-гады? В целом от самого себя. Уж точно не от того мстителя, почерневшего внутри и снаружи, беглеца разбомбленной деревни, у которого сгорели в нашем конституционном напалме все до одного члены семейства. Старые родители, молодая сестра, красивая жена, трое детей, мальчики-девочки… Господи-сусе. Ничего для людских похорон, кроме обугленных незнакомых «фрагментов». Через сорок лет после таких же карателей. Выскочи он из кустов с таким пеплом в груди, вчерашний комсомолец и выпускник нефтяного техникума, отличник Советской Армии и орденоносец за Афганистан, депутат райсовета, наведи на меня, непричастного и безоружного, хоть гранатомет, хоть пулемет, я скажу: на! Должен получить свое в лоб и исчезнуть. Ни звука, ни огонька. Что еще со мной делать.
Сам готов стать этим безумцем. Да совершится не месть, а плата по долгам… И я уже крадусь за того беглеца, петляя в гущах кустарника и ныряя в овраги, я вспоминаю подступы и подходы к государственной резиденции, к орлам и звездам, башням и дверям, въезды и выезды, брифинги и презентации, опозорившие нас бессовестной пышностью. А ведь уже находился в двух-трех шагах. Мог на секунду опередить мордоворотов из СБП и прежде, чем исчезнуть, никому не нужным, с лица земли, успеть жало в брюхо ввернуть «и там три раза повернуть».
Трус, трус, трус. В реальности я безоружен. Мой реальный ответ— обет молчания и омерзения. Скольких я за это успел осудить. И не только я, еще один дервиш пустыни, от которого впервые услышал сверлящее: «Будем строчки нанизывать, посложней и попроще, но никто нас не вызовет на Сенатскую площадь».
Снимок из цикла «Дети войны». Имеется в виду война в Чечне. Автор - Владимир Веленгурин, фотокорреспондент «Комсомольской правды». Этот снимок отобран в фотоальбом «Лучшие фотографии корреспондентов газеты «Комсомольская правда» (см. рассказ о проекте ниже).
С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ
ОБ ОРДЕНЕ И НЕ ТОЛЬКО
Орден Ленина — высшая награда Союза Советских Социалистических Республик — учреждён постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года — за исключительные достижения и особо выдающиеся заслуги. Первым номером была награждена 23 мая 1930 года газета «Комсомольская правда» — «за активное содействие в усилении темпов социалистического строительства и в связи с пятилетием со дня основания». Сообщение об этомсобытии в газете за 24 мая гласило: «Рабочие и комсомольские организации крупнейших предприятий СССР в своих многочисленных постановлениях просили правительство Советского Союза за неустанную борьбу и работу на всех фронтах социалистического строительства наградить «Комсомольскую правду» первым орденом Ленина».
Ниже – распечатка нечаянной дискуссии в Интернете вокруг опубликованного там рассказа Марины об ордене Ленина. Ее неосторожная фраза о «Комсомольской правде» вызвала острые отклики читателей газеты. Они вновь признавались в любви...
Константин Кучер:
...А вот с утверждением Марины, что «Комсомольская правда» так и осталась «Комсомольской правдой», не изменив ни себе, ни своим читателям» — в корне не согласен.
Хорошо знаю «Комсомолку». И когда-то выписывал её не потому, что обязан был это делать, как комсомолец, а просто потому, что это была лучшая газета Союза. «Окно в природу», «Алый парус» — это те рубрики, которые не надо вспоминать, они сами и навсегда в памяти.
А сейчас? Обычная бульварная дешевка из разряда «жёлтой» прессы. О чём она нынче пишет? О проблемах страны, её простых людях, замечательных местах, как раньше? Да нет. Кто сколько человек зарезал, где и что разбилось, да с какими жертвами, кто из звёзд с кем переспал.... Вот он — стандартный набор любого номера. И это — «Комсомолка»?! Только бренд, в который многие годы весь комсомол страны вкладывал и вкладывал, а кто-то ловко под себя подгрёб.
Марина:
Согласна, что пишет сейчас «Комсомолка» совсем на другие темы, чем раньше, но, сказав, что она не изменила себе, я имела в виду, что не поменяла имени хотя бы. На это тоже смелость определённая нужна. Ведь где он сейчас, комсомол?! Давным-давно нет, а газета при старом названии могла бы и потерять читателей, наверное, но они (в редакции) не побоялись оставить старое название, и правильно! Да, а материалы там, конечно, очень бывают «этакие»... Взять хотя бы темы Дарьи Асламовой... Но, с другой стороны, кто сейчас будет читать сводки про выплавку чугуна (на каком мы там месте в мире) и про урожай озимых, «засыпанный в закрома Родины»...
Марианна Власова:
Марина, а я не помню в прежней «Комсомолке» сводок про чугун и озимые. Зато помню, что даже спортивные репортажи (а я вообще не болельщица) читать было очень увлекательно. Газета была — честной, а сейчас...
Константин Кучер:
Марина... Что Вы?!! КАКАЯ СМЕЛОСТЬ?! О смелости здесь даже и речи нет. Речь — о больших, огромных деньгах. Ведь «Комсомолка» — это в нынешних условиях не имя, это ценный и хорошо продаваемый бренд! Мы платим за раскрученность этого бренда. Одни люди создавали «Комсомолке» имя и имидж, а другие делают на этом имени деньги. И поверьте, деньги были бы совсем другие, если бы какой-то неумный от бизнеса человек решил бы у «Комсомолки» сменить имя... Если бы они были вообще.
И именно под деньги сейчас закручивается и содержание «Комсомолки». Потому она нынче и другая. А ордена на первой полосе сегодняшних номеров газеты... Неправильно это, как по мне. Они не товарному знаку давались... И это — типа как публичная пощёчина всем нам.
Марианна Власова:
Константин Кучер, подпишусь под каждым словом.
Единственно — пожелтела «Комсомолка» действительно позже, чем те, кто сразу во время перестройки кинулся перекрашиваться. Именно потому, что был наработан потенциал, позволяющий держаться на плаву. А вот потом... Захотелось выжать больше, стать интереснее быдлу, чем нормальным людям.
Марина:
Марианна Власова, я тоже в этом согласна с Вами! «Комсомолку» — ещё так-сяк — могла почитать в своё время... А остальные газеты — нет! Политикой и всяческими достижениями страны не интересовалась ни тогда, ни позже (ни сейчас) потому, что как мы и сейчас понимаем — всё это была сплошная лажа...
Марианна Власова:
Вот-вот, а теперь эту же политическую лажу гонит КП.
Татьяна Павликова:
Я тоже удивилась, что про КП статья! Согласна с Константином. Я тоже её выписывала не по принудиловке. Сколько там было интересного! Вот оно — наше воспитание, оттуда! Родители могли быть разные, учителя — заторканные, но Пескова все читали, и Руденко! Вот той «Комсомолке» — спасибо. У моей дочери уже не было такой газеты, которая стала бы ей и собеседником, и другом.
Надя Гаева:
Ну, то, что теперь пишет Руденко — нашим девочкам бы не читать... На её примере, к сожалению, можно показывать, что значит РЕДАКТОР, редколлегия... Свободой журналиста и не пахнет.
Вячеслав Старостин:
«Той» Комсомолке был вручен орден Ленина. Справедливо... Действительно за заслуги.
Виталий Макеев:
«Орден Ленина» (у коллекционеров «Дедушка») за свою историю претерпел ряд изменений: менял форму, менял вид изготовления (цельный, составной), изменялся материал, из которого он был сделан. Сперва он был цельно-штампованный в серебре (на заколке, 800 пр. металла). Позже его стали делать цельноштампованным из золота (650 проба, винт, 2 тип). Серебряные экземпляры у «кавалеров» заменяли на новый. Тогда заменили и тот экземпляр, что был у газеты, — № 1. Цельноштампованный позже снова заменили — уже на два составных: золотой (950 пр.) «на винту» и золотой (950 пр.) «на колодке». Изготовлен такой орден был из золота и платины (барельеф вождя, на трех заклепках, по центру ордена) и имел эмаль красного цвета.
Татьяна Павликова:
Очень интересный комментарий! Познавательно!
Марианна Власова:
Виталий Макеев, статья про газету, а не про орден. Но если уж на то пошло, не подскажете, где посмотреть изображение ордена Ленина № 1 ?
Все, нашла его сама в интернете. А что, красиво. Типичный стиль советской эпохи.
Татьяна Павликова:
Не согласна про Инну Руденко. И сегодня она — украшение «Комсомолки». Никогда не опускается до пошлости. Она толкает твою мысль вперед. Поэтому и сейчас я покупаю КП, хотя уже газету в целом не очень-то уважаю.
Марина:
Не думала, что одна моя фраза о верности «Комсомольской правды» своим принципам вызовет такой всплеск эмоций. Похоже, что нам всем чего-то не хватает и что давала прежняя «Комсомолка». Для меня газеты — полный нуль. А вы пишите так, будто защищаете самое ценное.
Владимир:
Я припомнил кое-что из старой «Комсомолки». Вот Юрий Гагарин полетел в космос. Кто ведет репортаж из его квартиры? Конечно, «Комсомолка». А дискуссии о физиках и лириках, ветке сирени в космосе? Потом байкальская эпопея. Подвиг стюардессы Надежды Курченко. Или вот газета пишет об афганцах-инвалидах. Это середина 80-х. Мы тогда об Афгане еще толком и не слышали, не то, что имели какие-то суждения. И тут как обухом по голове. Как-то даже не верилось, что ТАК ОТКРОВЕННО можно все сказать.
Когда напечатали Солженицына «Как нам обустроить Россию» — время было уже другое — гласность, брожение умов. Но тоже еще высоко не замахивались. Его слово было веским — и добавило широты во взглядах. Ну, еще выборы директора на РАФе: читали отчеты, как сегодня смотрят сериалы. Храню тот номер Комсомолки от 21 августа 1991 года, где она напечатала хронику ГКЧП. И те номера, где печатали полный список солдат, погибших в Чечне. Последний исторический номер — это когда опубликовали список погибших на подлодке «Курск». А потом — то ли я устал внимательно читать, то ли новости стали другими, мне уже не интересными, то ли история уже не та... Перестал делать вырезки.
Марина:
Из всего, о чем вы пишите, Владимир, я знаю только имя Юрия Гагарина. Но и вы, наверное, не знаете моих кумиров. Вы были слишком политизированы, а для меня это все — обычная лажа. Вот история ордена мне интересна. И про «Комсомолку» я написала только потому, что ей достался орден номер один. Кстати, логику этого награждения так и не поняла: почему первый орден новой высшей награды страны вдруг отдали молодежной газете? Вам не кажется, что тут сыграла роль чья-то договоренность?
Владимир:
Марина, если вас интересует история, то хотя бы полистайте газету того времени, когда она получила свой первый орден. Это сегодня без «договоренности» ничего не получишь.
Надя Гаева:
Зачем нам конфликт поколений? Он у каждого из нас дома каждый день. И, честно говоря, жизнь такая, что не до газет и орденов. Не до газет и орденов. Вот интернет стал отдушиной. Спасибо за дискуссию.
ДРУГИЕ НАГРАДЫ «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»
Орден Октябрьской Революции
- советский орден, учреждённый Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1967 года в честь 50-летия Октябрьской революции. Второй по значимости (после ордена Ленина). «Комсомольская правда» получила его в мае 1975 года к полувековому юбилею.
Орден Трудового Красного Знамени
учрежден Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 сентября 1925 года, для награждения за большие трудовые заслуги перед Советским государством и обществом в области производства, науки, культуры, литературы, искусства, народного образования, здравоохранения, в государственной, общественной и других сферах трудовой деятельности. «Комсомольская правда» получала его дважды — в 1950 году, на 25-летний юбилей, за помощь в восстановлении народного хозяйства, и 6 декабря 1956 года — в связи с выходом 10-тысячного номера.
Книга рекордов Гиннеса
В 1990 году газета побила рекорд — её разовый тираж составил 21 миллион 300 тысяч экземпляров и, став абсолютным мировым достижением XX века, вошел в Книгу рекордов Гиннеса. Ордена за это достижение газета не получила.
«КОМСОМОЛКА» — ЗЕМНЫЕ СТОЖАРЫ
На специальный ЮБИЛЕЙНЫЙ вопрос «6 этажа» отвечают старожилы газеты.
Это — честные ответы: внукам не соврешь
ЧТО ТЫ РАССКАЖЕШЬ ВНУКАМ О «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЕ»?
Геннадий Бочаров, обозреватель КП в 60- 70-е годы, лауреат высшей награды СЖ РФ - Пометного знака «Честь. Достоинство. Профессионализм».
На фото - обложка его последней книги, получившей диплом XX Московской международной выставки-ярмарки
У меня их двое: внук и внучка. Когда я работал в «Комсомольской правде», их еще не было на свете. Когда они подросли, уже не было той «Комсомольской правды», в которой я работал. Так они разминулись. Их никогда не интересовала газета как явление общественной жизни. Но то, что в ней делал их дед, - интересовало. И я рассказывал. Однажды внук сказал: ты очень часто называешь фамилии людей, которых я встречаю в книгах, вижу в кино, в журналах. Они что, тоже работали в «Комсомолке»? «Нет, - ответил я. - Но газета была зеркалом, в котором «отражались» все дела и все интересные люди страны».
«Комсомолка» была рекой - стремительной, чистой, напористой. В редакции работали лучшие журналисты страны. Люди работали и думали по-разному - звезды! - но все вместе были заодно.
Земные Стожары! - вот что такое «Комсомолка».
Что она дала мне? Чувство огромности жизни. Это - главное. А если говорит о бытийной стороне, то самую первую, самую желанную после скитаний по чужим углам квартиру. Квартиру в Москве! Тоже факт биографии.
Наталья Колесникова, спецкор КП в 50-60 годы, лауреат высшей награды СЖРФ «Честь. Достоинство, Профессионализм»
Это было веселое время нашей молодости. Годы материально, может быть, трудные, но оптимистичные. Я пришла в редакцию, когда начиналась эпоха Аджубея. Он был редактором отдела литературы и искусства, где я и стала работать.
Сначала приглядывался, поручал «осваивать» все жанры. Любил расторопных корреспондентов. Очерк сразу заворачивал, если там не было психологических деталей. Тогда газеты были сухими, а Аджубей требовал вносить во все человечность. И, конечно, был джентльменом: мы вдвоем как-то писали полосу о кино, он уступил мне — вопреки алфавиту — место в подписи. Пустяк, а греет.
Леонид Загальский, корреспондент «Алого паруса» КП в 70 годы, ныне кинопродюсер
Сначала я, уже изрядно постаревший, буду долго и занудливо объяснять, что такое комсомол. Потом (думаю, что с неменьшими трудностями), что такое правда. Потом постараюсь объяснить, что такое оксюморон. В том, что поймут, абсолютно не уверен. Вчера спросил у дочки друзей (12 лет, между прочим), кто такой Ленин. Она ответила, что точно не помнит, но что-то слышала. С внуками будет не просто, у них потеря исторической памяти больше, чем в армии: год за 50 лет.
А еще скажу, что «Комсомолка» — это моя юность. А значит, лучшее время жизни. Здесь я утру скупую старческую слезу и начну рассказывать веселые журналистские байки о газетных ошибках, планерках и летучках, командировках и посиделках с друзьями-коллегами, дружбу с которыми я сохранил на всю жизнь. В общем, простите за плагиат, «Комсомолка» — это наше все.
Лидия Графова, спецкор КП в 60-70 годы, ныне главный редактор журнала «Миграция XXI век»:
Знаете, дети, когда ваш папа был маленьким, а вас совсем не было, ваша пока еще молодая бабушка работала в газете «Комсомольская правда». Это была самая веселая и счастливая газета на свете. Ей было очень интересно знать, как живут люди в самых далеких уголках большой страны, которая называлась Советским Союзом, и потому ваша бабушка смогла побывать и в пустыне Кара-Кумы, и на Байкале (спускалась на дно озера в скафандре), и проехать по всему Золотому кольцу Колымы, и даже долететь до Северного полюса. Так вот что хочу сказать вам, дети: сейчас большинство людей хотят путешествовать в чужих дальних странах, а на самом деле в нашей стране можно увидеть столько невероятных чудес. Но для этого, правда, надо любить людей и хотеть им помочь, как это делала самая добрая на свете газета под названием «Комсомольская правда».
Ольга Кучкина, прозаик, поэт, драматург, журналист, обозреватель КП с 60-х годов по настоящее время
Я ничего не расскажу, потому что моя внучка Даша уже все видела своими глазами. Слезы и радость, падение с ног от усталости и бессонницу, пыл и разочарование, глубокую неудовлетворенность и глубокое удовлетворение. Видела — Жизнь.
«Комсомолка» — это жизнь. Как ее расскажешь...
Виктория Сагалова, корреспондент КП в 60-70 годы, ныне книжный редактор
Сегодня даже маленькие дети знают, как важно устроиться на хорошую работу. Я бы сказала, что моя первая настоящая работа была очень хорошей. Работать было так интересно, что я с трудом дожидалась понедельника. Мне никогда не задерживали зарплату. На меня никогда не кричали начальники. Название у меня было красивое — корреспондент. Дом, где я работала, был большой, высокий, а наша редакция занимала там длинный этаж. Пройдешь по этому этажу — обязательно встретишь кого-нибудь. Спросишь: «Как дела?» Или: «Куда едешь?» Потому что все корреспонденты ездили в командировки — в разные города. И все для того, чтобы выпускать одну газету.
В ней было много заметок и фотографий. Тогда еще не существовало компьютеров, мы писали ручками, наши заметки перепечатывали машинистки, а потом текст набирали в типографии. Писать надо было только о важном, новом, интересном. И, конечно, нельзя было делать ошибок. Представьте, столько людей трудится, чтобы появилась в газете твоя заметка — и вдруг в ней что-то перепутано. Это очень, очень стыдно. Так, что боишься смотреть в глаза своим товарищам.
И еще «Комсомолка» научила меня, что самое главное — это читатели и жизнь вокруг. Это даже важнее твоей отдельной жизни. Я по-прежнему так считаю.
Владимир Шин, фоторепортер КП в 60-70 годы, ныне учредитель и главный редактор газеты «Ариранг-пресс», лауреат высшей награды СЖ РФ — Почетного знака «3а заслуги перед профессиональным сообществом»
Я расскажу своему внуку Сашульке, как легко мне жилось в родном коридоре шестого этажа дома номер 24 по улице Правда. Мы сошлись тогда, в конце шестидесятых, не в поисках шальных денег, крутых связей, кичливой славы. Нас отобрал высокий, неукоснительный принцип той «Комсомолки»: талантлив — заходи.
Да, так счастливо сошлось, что мы стали единым целым, оставаясь каждый по себе особо талантливым, трезво знающим себе цену. Вася Песков, Нина Павлова, Валентин Чикин, Оля Кучкина, Витя Липатов, Инна Руденко, Ваня Зюзюкин, Ерванд Григорянц, Леша Ивкин, Борис Панкин, Гек Бочаров, Валя Ляшенко, Григорий Оганов, Толя Иващенко, Рафаил Депсамес, Аля Левина, Володя Губарев, Витя Дюнин, Слава Голованов, Отахон Латифи, Леня Репин, Володя Онищенко, Таня Агафонова, Миша Блатин...
Весь секрет величия той нашей «Комсомолки» был именно в нашей талантливости. А одаренность, как известно, особа щедрая. И мы не могли завидовать кому-либо вообще, тем более друг другу. Поэтому мы искренне, от всего сердца радовались удачам каждого таланта, а более всего — родимому, с 6-го этажа.
Это удивительное состояние — жить в большой, дружной семье, веря в себя, в своих близких...
Дай Бог моему Сашке изведать такое...
Нина Пижурина, корреспондент КП в 60-70 годы, лауреат высшей награды СЖРФ «Честь. Достоинство. Профессионализм»
«КП» — это место, где у нас никогда не было понятия, что такое рабочий день, весьма условны выходные, а отпуск мог оказаться временем самого напряжённого обдумывания ненаписанных сюжетов.
Самое интересное начиналось вечером, когда в редакции оставались только дежурные по отделам. Именно в эти часы между чтением полос и утверждением заголовков завязывалось общение, какое не получается среди дневной суеты. Людей интереснее, чем в «Комсомолке», я нигде больше не встречала. А раскрывались они не только в своём творчестве, что само по себе в те годы было редкостью, сколько — неожиданно, непредсказуемо — в вечерних беседах после того, как полосы подписаны и все ждут «развозку». Честно говоря, для меня это было гораздо увлекательнее всей остальной журналистской работы. Поэтому я очень любила дежурить, и Лёша Ивкин ничего не придумал особенного, называя мои вечерние бдения «пижурством».
ИМЕНИ «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»
Колхоз
Первым имя любимой газеты было присвоено в 1929 году белорусскому колхозу в деревне Воронцевичи. Оказывается, в белорусской глубинке в 20–30-х годах «Комсомолку» выписывали и читали вслух все вместе.
Дирижабль
В 1930 году, когда страна заболела желанием летать, КП объявила сбор средств для создания отечественного дирижабля. На кровные пятаки комсомольцев и беспартийных уже к августу 1930 года был построен дирижабль, окрещенный именем газеты. Он летал над Красной площадью, участвовал в парадах, отправлялся на Север спасать челюскинцев. И научил летать десятки молодых энтузиастов.
Острова
Они лежат недалеко от Северного полюса, в акватории моря Лаптевых, там, где полуостров Таймыр и самая северная точка страны — мыс Челюскина. Названы в честь газеты в 30-е годы.
Атомная станция
Билибинская атомная станция, первая и единственная в мире на вечной мерзлоте — это свет и тепло в двух районах Чукотки, одном районе Якутии, в поселках и на производстве золотодобытчиков. В 1974 году она была пущена в эксплуатацию и объявлена всесоюзной ударной комсомольской стройкой. А в начале 80-х по инициативе начальника штаба стройки станции дали имя «Комсомольской правды».
Шахта-рекордсмен
В Новошахтинске (Донбасс) находится единственная в мире шахта имени газеты — шахта «Комсомольская правда». На счету горняков «Комсомолки» — рекордные добычи. Например, в 1973 году комсомольско-молодежная бригада добыла за смену с тонкого метрового пласта — профессионалы знают, что это такое — 4281 тонну угля!
Звезда
Имя «Комсомольской правды» носит звезда в созвездии Близнецов.
Таинственный жук
В 1999 году у «Комсомольской правды » появился жук-однофамилец. Аспиранты биолого-почвенного факультета Иркутского госуниверситета нашли в горах Хамар-Дабана насекомое, до сих пор неведомое науке. Сотни тысяч лет удавалось ему скрываться от глаз человека. Ученые назвали жука Komsomolius pravdius, утверждая, что, как и «Комсомолка», жук имеет бесстрашный характер и может приспосабливаться к любым условиям.
КЛУБНЫЙ ПРОЕКТ
85 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВ «КОМСОМОЛКИ»
Когда сгорел Шестой этаж и весь фотоархив газеты, пришла мысль собрать, пока не поздно, хотя бы то, что уцелело в личных фототеках сотрудников. Составили список фотокорреспондентов редакции от 30-х годов, многих помнила, например, Наталья Юлина, работавшая художником-ретушером более сорока лет. Разыскали всех, кто ушел когда-то в другие издания. Связались с родственниками тех, кого уже нет в живых. Обратились и к снимающим журналистам, среди которых такие мастера как Василий Песков и Юрий Рост. Обратились в музеи и Союз фотохудожников, где хранятся многие классические работы наших фотокоров. Одним словом, сложилась инициативная группа и начала собираться коллекция лучших фотографий корреспондентов «Комсомольской правды».
Стало ясно, что собирается альбом. И не просто очередной хороший фотографический том, а исторический документ. В нем история страны за 85 лет. И история фотографического направления газеты, ее особой фотошколы, где за индивидуальностью мастеров все равно ощущается определенное эстетическое единство. Появилась возможность представить творчество более тридцати журналистов, создававших эту школу на протяжении полувека, дать их портреты, рассказать о творческом пути.
Дизайн-макет пилотного выпуска альбома исполнил Виктор Скрылев. Презентовали его уже на двух книжных салонах на ВВЦ. Сегодня презентуем в клубной газете. Вверху — макет альбомного разворота. Мы решили представить страницу Василия Пескова, который только что отметил 80-летие и занят как раз подготовкой своего полного собрания сочинений из 12 томов. Ниже — знаменитая Майя Окушко и ее классическая работа «Невеста», получившая приз международной фотовыставки в Гааге в 1963 году. Далее разные работы из коллекции фотоальбома. Некоторые использованы на других страницах этого номера. В макете обложки использована работа Владимира Веленгурина.
Работа по сбору фотоснимков продолжается.
Макет альбомного разворота.
Александр Абаза. Конькобежец. 1980.
Ольга Ландер. Фронтовая медсестра. 1944. Майя Окушко. Невеста. 1963.
Анатолий Жданов. Свадьба. 2003. Михаил Сердюков. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. 2001.
Александр Абаза. Строительство завода «Азовсталь». 1973.
Илья Гричер. У Вечного огня. 1987.